По трагедии в Карелии

Jun 20, 2016 10:10

Ужасная трагедия, как и на т/х "Булгарии" в Казани, на песчаной косе в Ейске, в очередной раз, взрослые потопили детей, как котят. Виноваты, конечно, руководители лагеря. Организация именно детских походов, тренировок, детских регат на воде, требует сопровождения как минимум моторного судна, но пятьдесят человек, могли сопроводить спасатели. Хотя в ( Read more... )

судоходство, дети, Волга, справедливость, яхта, трагедия

Leave a comment

sauroff June 20 2016, 08:51:22 UTC
А яхтенная секция заявку на сопровождение тренировки силами МЧС подавала? Причем на сопровождение плановой тренировки на "родной" акватории возле клуба "Сокол" (лежащей, заметим, далеко в стороне от судового хода и т.п., но при этом менее чем в 500 м от берега - проверь по картам :) ), при том что тренерский катер у тебя на фото виднеется - как и то, что дети в спасжилетах, а их количество не превышает штатно-разрешенного "на 15 детей один взрослый инструктор"?

Может, сразу на такую тренировку буксир спасательный подгонять и на всякий случай вертолет чтобы сверху патрулировал? :)

Если едет колонна автобусов с детишками - ДПС ее сопровождает всегда. Если одиночный автобус и заявка не подана, родители/руководители болт забили - сопровождения нет. Помнишь, как возле "Ленты" автобус в бензовоз врезался несколько лет назад? Школа не подала заявку, машины с мигалками не было. При том что не раз, не два видел "кортежи" с сопровождением.

То, что аппарат регионального правительства и т.п. такое сопровождение на мероприятиях получает - в общем-то норма в любой стране. Причем ГИМС, если ты еще не усвоил по опыту - это именно ГИБДД на воде ;) - и их инспекторы отнюдь не спасатели. Проверено. На себе. :)

Что же до Карелии - то выживших инструкторов и руководство лагеря надо ставить раком и в такой позе наизнанку выворачивать. Остальным в назидание. Потому как было нарушено просто-таки всё, что можно, и особенно - что нельзя. Начиная с того, что весь регион по СМСкам получил штормовое предупреждение от МЧС - еще ДО выхода детей на открытую воду. То есть "инструкторы" _заведомо_ поперли детей в шторм. И, разумеется, не предупредив МЧС - а фигли там, а вдруг запретят мероприятие, а вдруг понаедут да прикопаются, что не все спасжилетами обеспечены или что вместо допущенного именно как спасательный напялили в лучшем случае "страховочный" для аттракционов, а то и вовсе игрушечную "надувнушку" для пляжа или бассейна... а также не взяли рацию, в лодке один взрослый вместо двух минимум и т.д. и т.п.

Может, помнишь - аккурат год назад, 4 июля, под Хвалынском вот так же не зарегистрированный в МЧС "сплав военно-патриотического клуба" штормом разметало, лодки переворачивало? Но там на 25 детей и подростков было 7 взрослых, свой катер и т.п. - так что когда первый же швертбот перевернуло, пацана инструктор вытащил сразу. Остальных просто раскидало - но тут же вызвали полицию и МЧС (было чем!), первый же вытащенный взрослый указал примерное положение остальных судов (отслеживали!), все дети были в спасиках - так что быстро развернули спас.операцию, всех нашли, двое с переохлаждением улетели в обл.больницу, но все живы.

Потому что ХОТЬ КАКИЕ-ТО из _положенных_ мер безопасности организаторы сплава соблюдали. Хотя бы самые основные, хотя бы минимум - спасжилеты, защищенные от воды средства связи, позволяющие вызвать помощь, и т.д.

Но если люди сознательно перехеривают все инструкции и предупреждения... во что их еще бить, если головы нет?!

Reply

at266 June 20 2016, 11:38:40 UTC
Вот со всем согласен, кроме сопровождения детишек. И на заднем плане, это не их яхт-клуб, и сопровождения им бы никто не дал, но это особенности детского яхтинга в Саратове к сожалению. Просто контрастно все это выглядело, в один день, у параходика с чинушами несколько полицейских и МЧС катеров в сопровождении, и тут-же детишек буксируют за престарелым катером, на открытой воде без поддержки МЧС.

Reply

sauroff June 20 2016, 12:43:52 UTC
А откуда были детишки - с "Орбиты"? По-любому на этой акватории на швертботах тренируются или оттуда, или с "Сокола". И там, и там в прошлом году детские группы были (плюс еще кто-то откочевал выше по Тарханке), и до той, и до другой базы от этого места меньше 500 м. От того, что "их клуб" не строго за парусами, а слева - что-то принципиально изменилось в организации мероприятия?

Естественно, просто так, на пустом месте и без всякого повода, никто при обычной тренировке сопровождение спасателями не даст, никогда не давал (точно так же как в СССР никогда КСС не "водила за ручку" детско-юношеские группы в каждом походе), не дает и не будет давать. Для обеспечения безопасности в этих случаях есть тренерский состав и четкие, просто-таки железные правила и нормы. Начиная от допустимой скорости ветра и заканчивая обучением детей правилам поведения при оверкиле и т.д. еще до того, как их от берега отпустят.

То, что у нас на эти правила большинство поплевывает (пока гром не грянет...) - и каждый раз обижаются на ГИМС за то, что вздрючивает за отсутствие спасжилетов, за не работающие или неправильно поставленные огни и т.д. и т.п. ;) - это уже вопрос не к МЧС, а к головам судоводителей и прочих руководителей. Опилки не тонут, да... и еще кое-что. :)

Но всегда и везде ответственность за безопасность людей, за соблюдение правил, за спасательное обеспечение и т.д. - не на добром дяде-спасателе, а на руководителе и организаторе конкретного мероприятия.

Если катер соответствует требованиям, предъявляемым к тренерскому - значит, возраст не имеет значения. В конце концов, "Уран" еще старше, но покрепче и помореходнее многих "молодых". :) Точно так же, замечу, и "Амур", который в кадре, куда мореходнее многих современных и красиво выглядящих "мыльниц".

Если не соответствует - то нехер за ним детей таскать и создавать ситуации, в которых может потребоваться вмешательство спасателей. Не можешь обеспечить безопасность учащихся - не проводи тренировку, вот и все. Можешь - обеспечивай.

На случай резкого и непредсказуемого ухудшения обстановки, каких-либо ЧП - должно быть соответствующее средство связи, а ГИМСовский участок и спасательная станция в Затоне - в считанных (очень немногих!) минутах на катере от места тренировки, и ты это прекрасно знаешь.

Остальное - от лукавого и игр в соцкап. ;)

Reply

at266 June 20 2016, 13:03:07 UTC
согласен со всем теперь, кроме соцкапа)))

Reply

k_makarov June 20 2016, 16:19:03 UTC
Подпишусь под каждым Вашим словом в этой ветке (кроме обвинений в борьбе за соцкап).

Reply

sauroff June 20 2016, 16:57:54 UTC
Может, оно и просто от лукавого. :)

Но когда и в траурный в общем-то пост (с весьма серьезной проблемой!) вставляется очередной стон о том, как разнесчастную страну оккупировало собственное государство... ;) Не могу не вспомнить про чернушное блохерство как способ этой самой борьбы. :)

Ну, губернаторский теплоход. Ну, с собравшейся компанией явно не торговцев с рынка. :) Ну, с охраной и "водным ГАИ" при мигалках. Ну и? В какой стране розовых пони, пукающих радугой, такого нет, не было и никогда не будет?

А главное - к событиям в Карелии это не имеет ни малейшего отношения. К тренировкам на снимке - которые вот на этом самом месте уже десятки лет, с советских времен, проводятся без всякого особого сверхнормативного обеспечения - тоже. Если бы в Карелии дело было в том, что МЧСовский катер вместо сопровождения детей был в чиновном кортеже - да, в тему пришлось бы. Но - там вчистую про...долб со стороны организаторов "сплава", а МЧС в общем-то не вездесуще, не всеведуще, не всемогуще и даже не способно читать мысли - особенно в тех головах, которыми не думают.

А имеющимися силами и средствами обеспечить тотальную безопасность оно не смогло бы, даже запретив вообще все и всяческие выходы детей на воду даже по щиколотку (а вдруг упадут и захлебнутся?!) - просто не удалось бы проконтролировать исполнение запрета. У спасателей просто не хватит людей в штате, если они попытаются чисто на всякий случай "пасти" любое место, куда может вывести детей какой-нибудь долбодятел - очень уж длинные в России береговые линии...

Точно так же, как не удалось проконтролировать внезапный выход на сплав после получения штормового предупреждения.

К каждому дураку только Господь Бог может по ангелу-хранителю поставить - но и тот не всегда успевает за дуростью человеческой и ее бесконечными возможностями... Про случай на горе Фишт в 1986 году не доводилось слыхать? Где-то примерно то же самое.

И как яхтсмены могут себя по дурости и из-за нарушения самых элементарных правил безопасности просто-таки наповал убить раньше, чем все вокруг успеют глазами похлопать - тоже могу рассказать, если интересно.

Reply

k_makarov June 20 2016, 17:35:22 UTC
Согласен полностью.
Хотя, Европа - далеко не страна розовых пони, но такого увлечения мигалочным пафосом у тамошних значимых персон мне там не доводилось видеть. Я вполне понимаю и разделяю возмущение нашего уважаемого хозяина журнала. Поэтому готов "простить" ему этот пассаж, несмотря на то, что к теме поста это отношения не имеет. Разве что, как характерный штрих, не более.
Совершенно согласен, что к вина на организаторах, а не на МЧС. Если они даже разослали СМСки...
И не дай бог, чтобы на них возложили требование обеспечить тотальную безопасность! У нас это тут же обернется тотальным запретом приближаться к воде.
Главная причина, согласен - собственная дурость! Про гору Фишт, признаюсь, не слышал... За 30 лет в парусном спорте тоже навидался всякого... Был бы благодарен, если бы нашли возможность рассказать. Дело тут не в интересе. Люди должны знать чужой печальный опыт, чтобы не было своего. Сейчас, к сожалению, в интернете как правило, публикуют материалы разных "экстремалов". Как посмотришь - волосы дыбом встают: почему они еще живы? И многие по незнанию воспринимают этих придурков, как героев. Да еще пытаются подражать!...

Reply

sauroff June 20 2016, 18:53:26 UTC
В Европе страны маленькие - иные и поменьше наших регионов. Так что у них есть президентский кортеж (если ему есть где развернуться-то ;) ) - и хватит, а мелочи не по чину. :)

По печальному опыту - делюсь.

Конец 80-х (точный год навскидку не вспомню), Бакинская бухта, День ВМФ. Традиционно после общего прохождения на параде яхты всех клубов уходили на острова Бакинского архипелага - прежде всего отмываться от нефти :) ну и, разумеется, отмечать праздник. Для захода были доступны два острова - Плита и Вульф, выбирались в зависимости от ветра - так, чтобы яхты отжимало от берега. За Плитой стояли в южный ветер - на ее северной стороне были удобные подходы. Неудобство было одно - примерно в 300-400 м к северу от острова проходила ЛЭП на о.Наргин, к маяку и в/ч ПВО. Высота проводов над водой была порядка 8-9 м, а на РП между островами были "ворота" высотой ЕМНИП 15-18 м - через которые свободно могла пройти почти любая яхта. Места для маневра под парусом вполне хватало - при правильных действиях. Все капитаны и рулевые на Плиту ходили постоянно - острова были самым популярным местом воскресных выходов.

На яхте "Альфа" (не с нашего клуба, видел мало, уже не вспомню, Конрад-25Р или СТ-25 - помню, что новая по тем временем пластиковая "четверть" с открытым кокпитом) экипаж был опытный - потому, собственно, новую яхту и получил. Но допустил несколько ошибок.

Во-первых, хорошенько "отметили" праздник. По жаре, само собой.

Во-вторых, при отходе от острова сначала отдали швартовы и выбрали якорь (яхты швартовались за камни на берегу и оттягивались на якорях с кормы), а потом уже начали ставить паруса. Грот заело в ликпазе на половине постановки, капитан побежал помогать шкотовому в постановке - стояли с разных бортов, придерживаясь за ванты...

Как стояли - так вдоль бортов и легли: пока возились, яхту снесло и навалило мачтой на провода. Не знаю, сколько там было, 5 или 15 кВ, но у пассажира, который стоял чуть в стороне, касаясь ногой леера (из стального тросика) - так и остался след от ожога на ноге. Две пассажирки, сидевшие в кокпите, не пострадали.

Яхту волной и ветром прижимало к проводам, так что вытащить удалось, только осторожно набросив со стоявшего катера "Стриж" на релинг сухой капроновый трос. Тут же пострадавших и женщин перегрузили на катер на подводных крыльях "Волга", оба катера на полной скорости пошли к нам в клуб (он был ближе всех из находящихся в городе). Со "Стрижа" по рации через опердежурного флотилии сразу же вызвали "Скорую помощь", во время транспортировки самым пострадавшим пытались делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание - кому-то показалось, что подавали признаки жизни.

Мы с Плиты ушли раньше, так что как раз к нашему подходу с "Волги" и вынесли на причал... синих. Реанимационные мероприятия успехом не увенчались - там же на носилках и накрыли.

У экипажа были все шансы спастись. Во-первых, надо было сначала ставить паруса (хотя бы грот), потом уже сниматься со швартовых и якоря. Понадеялись на умение или решили показать лихой отход - уже не узнаешь.

Во-вторых, если бы вместо попыток исправить грот сразу поставили бы стаксель - был реальный шанс увалиться до галфинда и уйти вдоль проводов к воротам.

В-третьих, если уж не сделали ни того, ни другого - надо было бросить якорь, как только увидели/поняли, что сносит. Дно - песок-ракушечник с крупными камнями, глубины порядка 3-5 м, якоря брали очень хорошо и быстро.

И последний шанс - за 50-100 м до проводов (когда уже ясно было, что времени на маневр не остается) - просто всем прыгать за борт и плыть к острову. Вода была теплая, волна небольшая (остров закрывал), было кому заметить и прийти на помощь, а на таком расстоянии удар тока через воду еще не грозил бы.

Совсем край - сесть в кокпите, стараясь не касаться металлических предметов, и звать на помощь. Ток пошел бы мимо людей.

Подвели водка, излишняя уверенность в своих силах, отсутствие осторожности в привычных "домашних" условиях и ошибка в оценке опасности.

Их пример - другим наука... с тех пор я ОЧЕНЬ внимательно отношусь к любым нависающим над водой проводам. Даже если там явно большой запас по высоте над мачтой и свободно проходят суда класса "река-море". :) А если есть сомнения - вообще предпочитаю не соваться ни под провода, ни под мосты.

Reply

k_makarov June 20 2016, 20:32:38 UTC
Там еще не принято "понтоваться". Точнее, там другие понты...)) Мэр Мюнхена (хотя он побогаче Собянина) ездит на работу на велосипеде...)))

Очень поучительная история. Полностью согласен с Вашим анализом ситуации. Скорее всего, спьяну просто забыли о проводах... Я бы, вообще, возможно поставил бы сначала стаксель - даст возможность резко уйти в увал и набрать скорость, а обтекателей в те годы еще почти ни у кого не было, и на карабинах он ставится моментально... Хотя, поставить грот еще до отхода при отвальном ветре - не проблема. Тем более, на регатниках и СТ-25 надо следить за бакштагами (а у меня еще и чек-стеи), и ставить снявшись с якоря, без ходов, когда лодка неуправляема - глупость...

Reply

sauroff June 21 2016, 00:34:12 UTC
У нас начальственные понты - часть национального менталитета. С времен боярских. :) А их манеру "быть ближе к народу" у нас попробовали было - Ельцин вон в "Москвиче" зятя ездил было... пока не стал президентом и не пересел в черный "членовоз" с кортежем. ;)

А насчет велосипеда - историю с Кличко знаете, как он попробовал скопировать это дело? :)

Так что - пусть уж лучше на машинах. Кортеж на скорости "под/за 100" проскакивает перекрытый квартал за секунды, а если перекроют для Главного Велосипедиста - весь город же в пробках встанет, пока он проедет. Не говоря уж о том, что если какая-нибудь шавка кинется из подворотни - потом же всех собак в городе изведут. Кроме комнатных и особо породистых. И кошек заодно - так, на всякий случай, чтоб дорогу не перебегали. Хоть животных пожалели бы... ;)

Reply

k_makarov June 21 2016, 03:52:33 UTC
Верно!... Лучше уж, подальше их от народа!...))

Reply


Leave a comment

Up