Mar 24, 2024 13:16
"Панда. Значит, вся наша жизнь была иллюзией?
Генерал У. Да! Преходящее зрелище.
Панда. Но, позвольте заметить. Жизнь - это не иллюзия! А вот смерть - это иллюзия!"
(Уильям Гибсон, "Тряпичная кукла")
В ночь с пятницы на Субботу со мной произошло небывалое: у меня случился осознанный сон. Впервые в жизни!
Я, конечно, и прежде видела сны, в которых у меня закрадывались подозрения в нереальности происходящего, но ни разу мне не удавалось прийти к безоговорочному заключению, что я во сне. Я щипала себя и ощущала боль, и на всякий случай продолжала жить так, как если бы это была реальность. Кроме того, подозрение в нереальности происходящего возникало из-за того, что реальность сна выходила за рамки привычной реальности.
В этот же раз произошло нечто совершенно особенное.
Я проделала очень долгий путь, чтобы попасть на некую экскурсию. Маршрут планировался сложный и интересный. Придя на место встречи, я вспомнила, что собиралась одеться красиво, чтобы хорошо выглядеть на фотографиях. К счастью, не мне одной понадобилось завершить кое-какие приготовления перед выходом на маршрут. Еще несколько участников планируемого похода попросили у инструктора разрешение "сбегать" на место нашего стационарного размещения.
Чтобы преодолеть путь как можно быстрее, мы полетели. Умение летать НИКОГДА не вызывает у меня подозрения, что я во сне. Это всегда самое естественное, что только может быть, хотя, как правило, в моих снах я - единственная из всех людей обладаю способностью летать. В этом же сне и другие члены моей группы умели летать. Один из них взял меня за руку, чтобы ускорить движение, и мы полетели вдвоем. Он летел быстрее, и я пошутила, что чувствую себя ребенком из видеороликов, в которых мать тянет свое чадо за руку, а дите, не поспевая за ней, бьется об косяки на поворотах. (На самом деле этот ролик придумался во сне, и там он казался мне смешным. Во сне чувство юмора видоизменяется :). Мы летели и видели под собой идущих по дорожке скелета и бесцветного фосфорисцирующего зомби. Они тусовались вокруг лагеря, где мы остановились. Меня это лишь чуть-чуть пугало, потому что мы умели летать, а скелеты и зомби - нет. Они смотрели на нас, задрав головы, но достать не могли.
Мы прилетели к корпусу, в котором оставили свои вещи, и стали переодеваться. Там, кажется, была комната с локерами. По крайней мере точно могу сказать, что это не было помещение, в котором хотелось бы провести день, посидеть в кресле и пописать дневничок. Это я точно для себя отметила чуть позже. Все, кто прибежал или прилетел сюда вместе с нами, быстренько совершили то, за чем вернулись и устремились назад на место встречи группы с инструктором перед выходом на маршрут. Я увидела, что остаюсь одна в этой комнатушке с локерами.
- Подождите меня! - растерянно обратилась я к ним. - Я не успела. Подождите минутку! Я ведь проделала такой долгий путь, чтобы пойти в этот поход!
(Возможно, это происходило даже в другой стране, в которую мы прилетели на самолете).
Я понимала, что никто не станет ждать одну меня. Если эти люди вернутся, группа выйдет на маршрут, а я останусь одна. (Тогда-то я и успела оценить, что эта комната с локерами - не то место, где я смогу получить хоть какое-то альтернативное удовольствие). Двое моих знакомых парней (в том числе и тот, кто помогал мне лететь быстрее) замешкались в нерешительности... В это время я пыталась застегнуть пуговицу на рубашке, в которую решила переодеться. И тут я поняла, что не могу ее застегнуть, пальцы не слушались. Реальность сопротивлялась этому простейшему действию. И в эту секунду я абсолютно четко и осознала, что сплю. Я поняла, что не смогу переодеться за минуту, что вообще не смогу переодеться, потому что даже этот барьер с застегиванием пуговицы мне не удастся преодолеть из-за паралича мышц во сне, как не удавалось ни разу набрать номер во сне на дисковом телефоне. В одну секунду я подумала, что не стоит всех этих усилий и волнений попытка выйти в поход, который произойдет во сне. (Поход, кажется, планировался нелегкий, и основная прелесть его, как мне это виделось, должна была состоять в послевкусии преодоления.) Я настолько не сомневалась в своем умозаключении, что тут же перестала нервничать из-за ускользающей от меня возможности достичь то, к чему я так стремилась. Я даже не потрудилась предупредить своих попутчиков, что не нужно меня больше ждать. (Я и это успела оценить во сне.) Я осталась в комнате с локерами без окон. Я продолжила спать, но ничего не могу рассказать об этом сне, потому что сюжет прервался, и никаких зрительных образов больше не возникало.
Я много думала о том, что произошло со мной той ночью. Прежде я начинала подозревать, что некая реальность - сон, потому что в ней происходило что-то, что не вмещала в себя известная мне реальность, но уверенности в том, что это действительно невозможно, не было. Но когда я не смогла произвести простейшее, знакомое, привычное действие, я без всяких сомнений пришла к выводу, что это сон.
Интересно, что у меня не возникло желания использовать возможность свободы, предоставляемой этой реальностью и не подчиненной какой-либо ответственности, я даже не подумала пойти в поход, не переодеваясь во что-то красивое. Я просто решила: "Раз это все иллюзия, то не стоит усилий". Однако же нет большой разницы между сном и сном во сне... А в жизни я вовсе не считаю, что ее конечность обессмысливает все наши усилия...
Еще подумала в этом контексте, что же мы называем/считаем собой? Во сне у меня нет тех знаний, которые есть в жизни, нет той памяти, которая есть в жизни, могут быть при этом знания, умения и представления, которыми в реальности я не наделена, у меня может быть другая семья, я могу жить в другом месте, и тем не менее я точно знаю, что это я. Как? Я наблюдаю за происходящим изнутри этого образа. Я вижу мир глазами того персонажа, которого считаю собой.
Когда во сне я совершаю достойный поступок, делаю смелый и достойный выбор, проснувшись, я радуюсь за себя, потому что считаю это показателем моих реальных нравственных качеств. Но если я во сне оступаюсь, то бываю рада и счастлива, проснувшись и поняв, что это "всего лишь сон".
Когда нам говорят, что душа стремится к Всевышнему, к своему Источнику, стремится воссоединиться с Ним, возникает мысль: а что же будет со мной? С моим Я? Чем будет отличаться "Я есть" от "Меня нет"?
Сны,
Я,
Размышления