Oct 17, 2010 00:47
В текст великого пессимиста Федора Михайловича Достоевского влилась самобытная сила современного театра под руководством режиссера Татьяны Фроловой - и из этого слияния получился спектакль «Преступление и наказание».
Когда приходишь на такой спектакль абсолютно нелепо ожидать, что сейчас тебя будут веселить или напротив дадут поскучать над классикой жанра. Вся энергия режиссерского таланта Татьяны Фроловой выливается в искусство агрессивное в том смысле, что зрителя насильно растормошат, заставят плакать, принудят думать. Зритель становится участником схватки с искусством, и чаще всего оно побеждает, укладывая зрителя на обе лопатки, ставя поверх солнечного сплетения колено и не отпуская, пока ты не выучишь урок: зритель работает над спектаклем в режиме реального времени без репетиции и наставлений режиссера. В данном спектакле зритель более того становится соучастником преступления, за что и несет наказание.
В спектакле сконцентрировано множество режиссерских находок, которые крошат воображение неискушенного зрителя на паззлы. Вода заполняет легкие, металлическая конструкция протыкает пространство, делит его на клетки с крошечными актерами внутри, заставляет почувствовать собственную ничтожность в системе мира, красные, белые и черные краски расставляют акцент на героях, все продумано до мелочей. Еле уловимый почерк Татьяны Фроловой и Сергея Бурлака и в игре актеров: в удивительной (и вместе с тем смутно знакомой) пластике, движениях, интонациях.
Музыка врывается в постановку самостоятельным героем. Иногда для того, чтобы поддержать персонажей, обострить их эмоции, порой, чтобы разорвать ход спектакля и уколоть зрителю в болевую точку, разрушая минутный перерыв, данный на то, чтобы вдохнуть. А выдохнуть уже не успеваешь.
Неожиданно спектакль разражается жгучей иронией, острой, пронзительной. И искривленными улыбками наполняется зал, стыдливо утирающий наворачивающиеся слезы от того, насколько страшно прекрасен этот спектакль, насколько он больно актуален и своевременен.
кнам,
таблетка