Заниматика и мы.
Этот пост посвящен моему очень длинному рассказу о том, как я начала заниаться со своими детьми Заниматикой и не только. Читать советую только очень заинтересованным: много, местами нудно, хотя и очень познавательно.
Что мы имеем.
1. Море интересного материала. Заниматика - это комплексные занятия для детей, придуманные замечательным человеком Юлией Ремпель -
remka. Почитать о них можно на ее сайте
На ладошке Игры-занятия построены на гармоничной смене различных видов деятельности, в каждое из которых заложено какое-то математическое (или околоматематическое) понятие, представление, действие. Много в занятиях и рукоприкладных заданий (а как иначе с маленькими детьми) - лепить, вырезать, рвать или мять бумагу, рисовать. Много материала для мамы (педагога), точнее который должна подготовить мама: то печку из коробки, то речку из шарфа, то пальчиковую куклу. Материнство - это творчество! А тут еще и профессиональный интерес. Но самое главное в Заниматике то, что все занятия положены на какой-то сюжет (народные и литературные сказки, сюжеты из любимых детских книжек, просто истории). Не просто развивалки, не просто интересные занятия, а увлекательное путешествие по квартире с приключениями и неожиданными поворатами событий, преодолением препятствий и волшебными превращениями. То нужно налепить посуды для трех медведей, то смотать нитки у бабы-яги, то разделить поровну пирожки, то выяснить, куда можно приспособить с пользой для дела разные по диаметру колеса, исследовать различную бумагу. Вобщем, все здорово, весело и познавательно. Познавательно в самом великом смысле - через эмоцию, открытие, сопереживание или активную деятельность, движение. Самые настоящие знания на кончиках пальцев и в ладошках.
Занятия расписаны очень подробно, но таким образом, что открывается масса вариантов для вариаций. Легко можно играть в один и тот же сюжет, постоянно его обновляя, усложняя задания или предлагая их в новом ракурсе. Так и тянет пофантазировать и придумать что-то самой.
2. Мама и ее желание организовать детям развитие-обучение.
Идея нанизывания занятия на сюжет сказки мне пришла в голову, когда на горизонте замаячила перспектива выйти на работу педагогом в группу кратковременного пребывания, куда бы мог ходить Илья. Уж никак не могла я себе представить, что трехлетним детям я предложу уроки математики, р/речи …изо-творчества , окружающего мира. Пусть не уроки - пусть интересные мини-занятия, а все-таки не правильно это. Нужна целостная картина в таком цельном возрасте. Поэтому уже тогда я озадачилась поиском математических и естественно-научных вариантов «раскручивания» сюжетов детских книг. Сказка Репка - +1, истории по Хому и Суслика - шикарная основа для лого-игры и для знакомства с флорой и фауной. Было интересно найти тексты не прямо отсылающие к внимательному отношению к природе (Сладков, например, или Бианки), а создающие интригу для разговора, только отправную точку.
А тут уже готовый, обкатанный материал. Причем с упором именно на математику - то, что у меня вызывало наибольшие затруднения (филологом не становятся - им рождаются в каком-то смысле).
Первые занятия я намеренно проводила очень спокойно: сколько сможем, столько сделаем; что свободно запоминаю и понимаю, то и организую. Публика у меня была в тот момент такая: двое своих детей (Илья - ровно четыре, Ульяна - почти три) + посещающий наш домашний детсад мальчик (ровесник Ильи) + иногда заглядывающая на огонек Олечка (два года с небольшим). Играли с удовольствием, к тому, что дети не въезжают в какие-то задания относилась спокойно: только начинаем, много отвлекающих факторов, велика вероятность того, что я сама не все делаю верно. Так, у нас совершенно не получалось сравнивать результат действия: будь то смотанная веревка или построенный мост. Очень хорошо пошли последовательности, а вот деление поровну до сих пор вызывает у меня сомнения - понимают ли дети то, что делаю в основном я сама. В случае, когда мы делим морковки или пирожки, раскладывая их на тарелки для каждого, дети норовят класть только себе, совершенно не заботясь о том, что и в каком количестве лежит на соседней тарелке. Понимаю, что все равно они что-то фиксируют, но понимаю, что в очень малой степени. Короче, отсутствие во мне математичности сказывается глобальным образом: я не умею фиксировать внимание детей на нужных аспектах. Собственно в этом никакой трагедии нет - просто нужно переориентироваться на свои возможности.
Трудоемкость. Да. Для человека, привыкшего работать только словами… готовить столь трудоемкие занятия - тяжко. Очень интересно, порой необыкновенно и чудесно: такой процесс самопознания, но тяжко. Читаю отзывы, слушаю рассказы
rys6 о том, как все было организовано в лагере, и чувствую, как грызет меня моя неполноценность в комплексе с самолюбием.
Резюмирую. Очень хочется учить детей, очень хочется внести в жизнь, в свою жизнь, такой яркий и богатый опыт занятий с детьми, но нужно найти свой вариант его воплощения. Главный скелет в шкафу - это необходимость признать за собой право учить тому и так, как дано от природы. Развивать детей в полной гармонии с собой, не пытаясь себя сломать или преодолеть. А поэтому приходится признать, что актерские данные мои совсем не те, что нужны для истинного куража в таких играх. Собственно я давно это знаю: не очень люблю всякие жмурки-пряталки, коллективные игры с поисками кладов. А детям это очень нужно. Особенно вот этим, моим погодкам. Нахожусь в состоянии мягкого поиска компромисса.
3. Погодки - Илья и Ульяна - 4-х и 3-х лет.
Илья - мальчик очень не простой, т.к. наделен, с одной стороны, какими-то уж очень яркими коммуникативно-организаторскими способностями, с другой стороны, у него есть отдельные, но явные черты аутизма - кроме чисто внешних и достаточно простых речевых повторов, зацикливания на еде, некоторых бытовых ритуалах, он трудно включается в групповую работу (до трех лет вообще никак - только уходил, прятался, ложился на пол и закрывался руками), практически не приемлет деятельность в рамках четко ограниченных правил, противник занятий типа «задание - выполнение». Именно поэтому мы практически совсем не можем посещать детский сад или какое-то другое детское заведение, где можно было бы заниматься-развиваться, т.к. конфликт между «хочу всеми руководить» (со всеми играть в мою игру) и «очень быстро устаю от людей», потому что тяжело их принимаю, приводит на данный момент к вспышкам агрессии, истощению, гиперактивности, да и просто это очень тяжело и для Ильи, и для мамы, и для окружающих. Отдельно нужно описать Илюшину любовь к книжкам и мультфильмам, откуда он черпает яркий материал для своих фантазий, выдумок и главное - игр. Играет он с размахом: так люди кино снимают, наверное. Иногда это пугает. Хотя сейчас видно, что пик активности прошел, сюжетные игры все чаще носят более спокойный, размеренный характер, однако им на смену пришли и попытки играть в настольные игры, и бурная возня (прыгаем с дивана, швыряние, выпадение в осадок на пол и пр.) Илья очень нуждается в телесном контакте с тем, с кем сейчас играет. Вернусь к пристрастиям Ильи - к книгам. Уже очень давно он не только научился с большим интересом и пользой для себя рассматривать книги и слушать их, но и «читать» книжки другим. Естественно первым слушателем была Ульяна: в свои два с небольшим Илья мог достаточно внятно «прочитать» ей Колобка или Репку. На данный момент парень может прочитать небольшую лекцию по книге о транспорте или о животных. Она, конечно, малость бессвязна, но в какой-то степени содержательна, обязательно подкрепляется иллюстрационным материалом и читается с большим обаянием (от слова «баять» - говорить). Мелкая моторика развита у Ильи не очень чтобы очень (резать ножницами, правильно держать ручку-карандаш, ложку - это все для нас очень сложно), зато на удивление все успешно и радостно с меткостью и координацией (самокат, двухколесный велосипед, бадминтон, метание в цель - это наши любимые занятия).
Ульяна - во всех отношениях замечательная левша. Характер, точнее назвать норов, достаточно серьезный, самостоятельный - а как иначе с таким братом-погодкой да еще и в многодетной семье у родителей-педагогов. Безумно радует ее самодостаточность: играть может сама с собой бесконечно, интересно и полезно (познавательно, развивательно и т.д. - сама изобретает пальчиковые игры, сама возится с карточками, лото и пазлами, сама ковыряется, изобретая что-нибудь, сама висит на спортивном комплексе, осваивая все новые и новые движения и открывая новые возможности своего тела. Достаточно шумно, но не страшно переживает на данный момент кризис трех лет. Постепенно учимся играть в куклы (без особого энтузиазма), любим рисовать, хотя сейчас явно наблюдается спад активности и отсутствие явного продвижения. Несмотря на левшество, девушка хорошо справляется с мелкомоторными задачами (резать, кушать ложкой, вилкой, рисовать - все это делается на хорошем уровне и правильно). Музыкальна, танцуча, подвижна и активна.
В целом с ними очень весело и здорово, но очень трудно, т.к. от постоянной необходимости не просто общаться, а очень полнокровно, ярко, насыщенно и информативно общаться у меня, мамы, происходит некоторое «отключение» или что-то вроде «выгорания».
Как у нас получается Занимательно заниматься.
Недавно начали заниматься в детском саду - студии - два раза в неделю, из которых один посвящен Заниматике.
В гости к погодкам приходит девочка трех с половиною лет.
Первое занятие - по сказке «Гуси-лебеди» прошло на ура в смысле участия, включенности и положительного настроя. Всю игру дети были вместе, с интересом следили за сюжетом, активно выполняли задания. Какие были НО. Сюжет интересовал больше, чем задания, а потому не смогли достойно обсуждать решаемые задачи. Совсем не справились, например, с сравнением длины ниток, сматываемых у бабы-яги. Очень увлекла печка (болели ею еще несколько недель после), а потому трудно было сосредоточиться на заданиях других персонажей. Очень трудно собирали предметы цвета молока. Да и в целом следует признать, что вместе, кучей дети с трудом понимают и выполняют задания, которые в одиночестве бы выполнили с легкостью. А ведь по логике Заниматики малыши должны учиться друг у друга.
Дальше были «Три медведя». Вот тут начались проблемы в группе. По одному детишки стали устраивать саботаж. «Я не буду в это играть, я хочу играть в…». Особенно неистовствовал Илья, который требовал играть с ним, в его сюжет. Сразу забегу вперед: на третьем занятии он добился того, что приходящая к нам девочка таки ушла с ним, отказавшись от финального задания. Главная трудность в том, что дети по очереди зависали на выполнении того или иного задания, а остальные вываливались из процесса. Даже установив для себя регламент: играю с теми, кто в данный момент играет, не смогла достойно организовать ни одну из игр: очень серьезной помехой становился тот, кто в этот момент не играл.
Третье занятие - Рыбалка - это наш хит. Еще весной Илья и Ульяна с удовольствием помогали мне создавать рыбный косяк (у нас есть рыбки из линолеума - они служили шаблонами, есть картонные золотые рыбки и желтые, плавники у них разные по форме и по цвету, сами рыбки есть вытянутые, есть пузатенькие, а еще мы добавили такой штрих - у рыбок разное настроение: кто-то из них улыбается, кто-то грустит). Сделали мы настоящие удочки (в закромах обнаружила части от трехколенной удочки - к ним и привязала веревочки с крючками-скрепками). У рыбок ротики - скрепки - нужно немало ловкости, чтобы поймать таких рыбешек. Илья справляется на полном серьезе: он садится на бережок - на диван и терпеливо ловит плавающих по ковру рыб. Очень сердится, если я залезаю в воду. У девочек получается хуже. Им пришлось даже заменить удочки на небольшие палочки (от суши). Но игра эта пользуется неизменным успехом и повторяется очень часто вне всякого сюжета. Итак, началась игра просто замечательно. Собрали в воз рыбу… а дальше пошло все наперекосяк (как и в случае у Наташи, когда играли Илья и Вася). Пришлось свернуть занятие, т.е. заменить его на около-рыбные мастерилки и развивалки, не вспоминая о сюжете: небольшими ложками с удовольствием откапывали из манки морские камушки (нужно было достать камушек с одной попытки - нужно было понять, как правильно черпать ложкой), довольно сносно, хоть и очень сумбурно подбирали рыбке пару - по цвету, форме плавника, характеру. Неплохо поговорили о морских и речных обитателях. На удивление хорошо поплавали наши ручки-рыбки.
Спасительное решение пришло на четвертом занятии: я практически отказалась от сюжета: мы его придумывали по ходу. За основу я взяла занятие «Рыбий жир», но так как мы с Ильей и Ульяной уже играли в этот сюжет, то я именно рыбий жир и отменила (Маше нужно было заниматься гимнастикой и кушать полезную морковку). Сначала спокойно подождали, пока Илья включится в работу: все вырезали лодочки, он принципиально не хотел, но было понятно, что это работа на привлечение к себе внимания. Делать куколку из бумаги отказалась сначала Ульяна, а потом Соня, но это не носило характера демонстрации. Мостик через речку делали девочки: последовательность 1*1 они поняли быстро, а вот мостик из разноцветных кирпичиков 2*2 строили с трудом. Очень хорошо прыгали по кочкам и раскладывали на них предметы. И морковок налепили, а вот делили их как-то невнятно. Это было первое занятие, затянувшееся надолго (предыдущие дольше 40 минут не были) - пришлось делать перерыв на обед. После обеда, правда, вернуться в канву занятия не удалось по техническим причинам.
Итак, мои выводы. То, что не получилось в ходе занятия, делаем еще раз просто в игре. Спокойно и весело бежим по играм в своем темпе, понимая, что «не поняли», «не проанализировали» - это иллюзия - пассивно дети все равно участвуют во всем и зачастую выносят из наблюдения за действием взрослого даже больше, чем из собственного действия (это я про дележку поровну, например). Нужно найти мягкий способ вовлечения Ильи собственно в организацию процесса, так, чтобы он чувствовал себя почти руководителем процесса.
Но вопрос коллективного восприятия все равно открытый: при столь подвижном ведении занятия не удается удерживать внимание детей мне и детям сложно следить за происходящим.
Самое главное - пока писала, поняла многое из того, в чем ошиблась. Придумала массу интересного и ! успокоилась.