Feb 11, 2019 19:21
«Скажите ему, какой бог «настоящее», - и он будет в него верить. Только не делайте одного - не заставляйте его думать в неслужебные часы»Я взяла эту книгу в руки, совершенно не понимая, о чем будет идти речь, я представляла «Одноэтажную Америку» как очередные приключения какого-нибудь Остапа Бендера, только в лице самих Ильфа и Петрова. Но Илья Ильф и Евгений Петров удивили меня: «Одноэтажная Америка», изначально задуманная как книга, обличающая недостатки Америки, оказалась искрометным юмористическим путеводителем. Вместе с авторами проезжаешь от Нью-Йорка до Калифорнии, осуждаешь Голливуд и восхищаешься американцами. Книга заставила меня взять карту США, с размеченными штатами, погулять по гугл-картам, и посеяла в мою голову идею, я должна обязательно побывать в Северной Америке. Хотя до прочтения книги мне казалось, что путешествие в США - не самое лучше вложение денег, Европа будет интереснее.
Больше всего меня как инженера зацепило описание заводов General Electric, а также «электрический домик Форда». Была какая-то грусть, когда я осознала, что в 1935 году, когда в СССР еще не было туалетной бумаги, только-только была отменена карточная система и во всю шли пятилетки (стахановское и виноградовское движения), только строился метрополитен, а Красный факел выпустил первое поколение торговых холодильников, в Соединенных штатах уже царило «будущее»: в домах обычных граждан были не только холодильники, но и плиты, посудомойки, тостеры, у людей побогаче были прототипы мультиварок и кондиционеры.
Большой завод Форда, дающий работу людям, преобразуется в несколько маленьких, создавая деревушку из маленьких домов-заводов, выпускающих отдельно фары, колеса, крылья автомобилей. Чем не сегодняшние фабрики и заводы, которые мы можем наблюдать даже в России?
Восхитило и описание стройки подвесного моста «Золотые ворота», и упоминание конкуренции между мостом и паромом. Сразу залезаешь в интернет и начинаешь читать: а какие еще подвесные мосты есть в Америке? Правда ли, что описанный мост самый длинный?
Евгений Петров и Илья Ильф оказались в США во время великой депрессии, когда экономика была в упадке, работы не хватало, но при этом промышленность (станки, выпускающие множество машин в год, станки, которые заменили многих рабочих) шла в гору, в кино штамповались сотни картин, а американцы покупали все - от банки кока-колы до нужной религии.
Следуя за авторами по страницам, до последних глав создавалось впечатление, что Америка тех годов являлась каким-то необыкновенным футуристическим раем, где все для человека. Но по мере завершения тура читателю стали показывать частицы «неприятной» Америки: устройство ракита, нищета мексиканцев и отчаянное положение людей, лишившихся работы. А во время проезда по южным штатам ужасаешься сегрегацией черных, отношением белых людей к черным, хотя в то время конституция даровала свободу всем и каждому. Америка, где у человека есть право голова, где свобода печати, оказывается беспомощной при похищении и угоне в рабство 17летней милой девушки. США - мир денег, где помнят дельцов, но забывают ученых, где за политиков говорят не идеи и дела, а их благосостояние, где индейцы лишились дома, а люди настолько расисты, что готовы бежать просто от людей с черным кудрями, приехавших из «негроидных» штатов, а самое главное, что американский гражданин не хочет обо всем этом думать. Впрочем, он вообще не особо хочет думать, ведь все решено за него…
[books]