Юбилей С.А. Калалбалина и поездка в Клеменово

Sep 02, 2013 18:08

Калабалин Семён Афанасьевич (21 августа 1903 года, Сулимовка, Полтавская область, Украина - 24 июня 1972 года, Клемёновское, Егорьевский район, Московская область) - один из наиболее известных воспитанников, затем сподвижник и, совместно с супругой Галиной Константиновной, продолжатель дела Антона Семёновича Макаренко.

21 августа 2013 года воспитанники Клеменовского детского года и те, кто помнил, знал Семена Афанасиевича собрались в г. Егорьевске, чтобы вспомнить об этом удивительном человеке, рассказать о нем другим.

О своих впечатлениях пишет Ольга из Москвы

Попробую передать свои ощущения, пусть это и не просто.
Фотографии делала я сама, поэтому качество не самое лучшее. Велась еще и съемка, но видеоматериала очень много - пока он в обработке

В 10 часов утра нужно было быть в городе Егорьевске на автостанции.



Маршрут электричек сократили на две конечные остановки, поэтому до Егорьевска они не доходили. Пришлось ехать на автобусе.



Прибытие снимали на камеру. "Съемочная группа", заложившись на пробки и другие возможные задержки в пути, приехала к 8 утра.



Съемки велись активистами "Сути времени", потому что люди не молодеют и не вечны. А как-то сохранить информацию из первых рук нужно. Потому что образование и воспитание детей, потерявших родителей, остается узким местом и требует поиска новых решений, а для этого надо собирать весь успешный опыт



Даже те, кто на автобусе, приехали несколько раньше времени, потом нас организованно, вместе с Калабалинцами, которые приехали в Егорьевск повезли на егорьевское кладбище



Съемочная группа Сутьевцев готова к работе



Теперь о первых впечатлениях. Ощущение доброты, понимания какого-то глубинного смысла жизни объединяло всех Калабалинцев. Я понимаю, что они давно знакомы, рады видеть друг друга, все люди немолодые, но и нас - в общем-то людей посторонних встречали очень радушно, с искренним интересом. Кто мы, что мы, какие мы.

Ученые, журналисты, инженеры, учителя, даже психологи - добившиеся немалых успехов в жизни, во многом благодаря той системе воспитания и тому образованию, которое они получили в детском доме. Даже те, кто не пошел в ВУЗ получили хорошие профессии и добились реально высокого уровня в выбранной специальности. И никто не сомневался, что им очень повезло попасть Клеменовский детский дом







Просто фотографии. Но и по ним можно увидеть какие люди приехали на встречу, их взаимоотношения.

Я не буду поименно указывать кто какие регалии имеет - боюсь напутать. Мне тогда не пришло в голову записывать. Если честно, то у меня был разрыв шаблона - детдом вспоминался с любовью, уважением...так отличники школу не вспоминают.
Думала пересказать историю, как директор детского дома подкрадывался к курящему воспитаннику и говорил "Ага", но потом подумала, что очень трудно будет объяснить, что это не было всерьез, это было что-то вроде игры. Да, курить запрещалось и при "Семене" курить никто не решался, но Семен Афанасьевич прекрасно знал всё про своих воспитанников (одновременно в детском доме было от 120 до 150 воспитанников) и знал кто курит. Тому, кто попался достаточным наказанием был уже сам факт, что его "застукали".
О своем директоре эти взрослые, можно сказать пожилые (самым молодым за 60), но очень активные и бодрые люди, готовы рассказывать часами.



На кладбище всегда немного грустно. Венки. Цветы.



Памятники.
Не так давно умер сын Семена Калабалина - Антон Семенович, названный Антоном в честь Макаренко.



А это общая фотография тех, кто смог выбраться 21 августа в Егорьевск. Тут не только воспитанники и друзья, но и внук Калабалина со своими детьми. Так что династия продолжается.

После кладбища мы все поехали в село, где находился детский дом - Клемёново. Там в местном клубе



должно было состояться собрание, с речами, воспоминаниями, выступлениями



Съемочная группа наготове



Многие со спины, но я больше фотографировала колоритного молодого человека (насколько я поняла он приехал с директором московской школы 656 им. Макаренко) и его не менее колоритную машину.

Об этой школе стоит рассказать отдельно. Это одно из немногих современных учебных заведений, где применяются идеи Макаренко - Калабалина (я не специалист, но уверена, что Калабалин серьезно проработал идеи Макаренко и добавил свои - по крайней мере такой вывод однозначно получался из того, что рассказывали выпускники и коллеги Калабалина). Школа обычная, районная. Район Бескудниково - не самый престижный. А вот результат намного выше, чем даже в дорогостоящих платных школах. При том, что никакого отбора учеников нет. По крайней мере директор школы говорила об этом и основания ей не верить нет, потому что многие из тех, кто были в зале приезжали в эту школу, говорили с учениками и родителями.
Не знаю насколько подобный опыт уникален, но не думаю, что в России много школ, которые работают по методикам Макаренко.

В фойе клуба была организована выставка, посвященная детскому дому, его воспитателям и воспитанникам.









Свежие номера газеты

Представители сути времени берут интервью у бывших воспитанников детского дома





Что меня удивило - это серьезный подход к интервью, казалось бы - просто вопросы, говори, что хочешь, но все пытались отвечать максимально честно, вспоминали мелочи, если в чем-то сомневались - спрашивали у других, уточняли.

Мы разговорились с одной из бывших воспитанниц Галиной (лет на 10 - 12 постарше меня). Она вспоминала, как они украшали территорию цветами, выращивали овощи (вспомнила, как они с подругой пошли "воровать" огурцы и наткнулись на Калабалина. Он посмеялся, говорит - сами сажаете сами воруете. Вроде и не поругал, но как-то неудобно стало - выращивали для всех. Потом они за огурцами старались получше ухаживать, чтобы урожай был побольше и больше всем досталось), помогали колхозу. И очень радовалась, что попала в этот детдом. Даже удивлялась, что её взяли - она из обычной семьи, не хулиганка, а дом был для проблемных и трудновоспитуемых детей. Я не расспрашивала про родителей, знала, что у Макаренко в колонии это считалось неприличным.
Но спросила про браки между воспитанниками - все-таки смешанное воспитание. Она вспомнила всего две пары. Одни вроде собирались поженится после выпуска, но не сложилось, другие поженились, но прожили вместе всего год, потом разошлись. про неё Галина ничего не знала, а он снова женился, двое детей, уже внуки. У Галины взрослая дочь, насчет внуков я не поняла. Её позвали на интервью и мы не договорили.
Но она сказала интересную вещь - настолько близкие душевно были отношения в детском доме, что воспринималось это, как одна большая семья. И другие воспитанники были братьями и сестрами. Поэтому и так мало семейных пар получалось.

Теперь о самом "торжественном собрании". Беру в ковычки, потому что это скорее собрание большой семьи, с воспоминаниями, просмотром фотографий, старых кинокадров, с шутками и подарками.
Обычно есть "торжественная часть", а потом концерт. И разговоры дело долгое, поэтому артисты томятся в ожидании. Выступать должны были дети. Так вот, чтобы дети не ждали - они выступали, как только были готовы, а пока готовился следующий номер говорились речи или показывались кадры старой кинохроники.

К сожалению у меня не получилось качественно снять сцену, но девчушек я сфотографировала после выступления.



И еще кусочек другого номера, где выступали дети постарше.



Судя по выступлениям в доме культуры отличный хореограф.

Показали старую съемку - интервью с семьей Калабалиных. Рассказ о самом страшном моменте в истории их семьи - гибель сына от рук одного из новоприбывших воспитанников (1934 г), как они преодолевали этот момент, как Галина Константиновна справлялась с этим горем, как смогла не утратить любви к воспитанникам. И дети Калабалиных, которые родились потом, росли вместе с детдомовскими детьми, по их опекой и присмотром.
Еще момент, о котором говорил Семен Афанасьевич в том интервью - о воспитании девочек и мальчиков, у которых всегда был перед глазами пример женственной, доброй, всё умеющей Галины Константиновны и сильного, умного, но и требовательного Семена Афанасьевича.

Еще выступали бывшие студенты московского педагогического института, которые помогали поднимать Клеменовский детский дом, приезжая на выходные, на праздники, устраивая с воспитанниками концерты, придумывая игры, соревнования. И при этом получая уникальный опыт работы с детьми.

Большое внимание уделялось спорту, команда детского дома участвовала во всех районных соревнованиях, часто побеждала. И победителей чествовали в детском доме не меньше, чем поступивших в ВУЗы или добившихся успехов в какой-то другой области.

А поступали в ВУЗ многие выпускники. И дело не только в подготовке, но еще и в уверенности - что немаловажно на экзамене и в ответственности перед своими учителями - ну нельзя же подвести, завалив экзамен.



В фойе было организованно небольшое застолье - немого бутербродов, сладкое, чай, кофе



Кипяток наливали из самовара (правда в него из электрочайника)



Ну и местные кошки, которым тоже перепало вкусностей

После собрания Калабалинцы пошли смотреть на то, что осталось от детского дома - корпуса еще стоят, но постепенно приходят в негодность, поскольку никак не используются, съемочная группа поехала снимать музей Калабалина, который расположен в школе в соседнем селе, но машина была одна, поэтому я туда уже не поехала, а вернулась в Егорьевск, а оттуда в Москву.

Конечно, повезло с погодой - теплый летний день, без дождя. Но кроме погоды была еще атмосфера открытости, доброты, и доверия даже к незнакомым людям, пронесенная выпускниками детского дома через многие десятилетия.

* * *

Оригинал взять отсюда.

макаренко, клеменово, калабалин

Previous post Next post
Up