Французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма.
Родился в Париже, в возрасте 5 лет вместе с семьей переехал в Нормандию, в город Гавр. В школьные годы изрядно поднаторел на ниве карикатуры, тренируясь в основном на учителях.
Художественное образование получил в Париже (с 1859 года), занимался в студии Сюиса, некоторое время посещал мастерскую художника академической ориентации Глейра.
Известность Моне принес портрет Камиллы Донсье, которая в 1870 году стала женой художника.
Камилла, или портрет дамы в зеленом платье (1866, Художественный музей, Бремен)
В 1872 году Моне пишет свой знаменийт пейзаж "Впечатление: восходящее солнце". Именно эта картина дала название группе импрессионистов и целому художественном унаправлению.
Впечатление. Восходящее солнце (1872, Музей Мармоттан, Париж)
Клод Моне много работает по натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созецания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от совещения, от состояния атмосферы погоды от соседства с другими предметами отбрасывающими цветные отблески. Чтобы воссоздать жизнь в ее непрерывных изменениях, художник работает под открытым небом, делая на пленэре не только этюды, но и завершая картины.
Дама в саду (1866, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков:
Поле Маков (1880, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Скалы Этрета (1886, Музей изобразительных искусств, Москва)
Луга в Живерни (1888, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни
Бульвар Капуцинок (1873, Музей изобразительных искусств, Москва)
Моне создает серии, запечатлевая один и тот же мотив в разное время дня.
Руанский собор в полдень (1894, Музей изобразительных искусств, Москва)
Руанский собор в вечером (1894, Музей изобразительных искусств, Москва)
Добиваясь чистоты и звучности цвета Моне избегает смешивать краски на палитре; чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, хужожник кладет рядом мазки желтого и синего. На расстонянии они сливаются, смешиваются в глазу зрителя, и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру.
Стог сена в Живерни (1886, Музей изобразительных искусств, Москва)
В 1912 году Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Но он не оставил занятия рисованием. Лишившись хрусталика в левом глазу, Моне обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый. Например, рисуя знаменитые "Водные лилии", Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне.
Водяные лилии в пруду, облака (1903, Частная коллекция)
//С годами получилась какая-то нестыковка выходи, выходит в ультрафиолете он начал видеть раньше, чем поставили диагноз? Либо так, либо разные источники что-то путают//