11 апреля мы хоронили Г.М. Гречко - человека, более чем известного. И в этот же день в Москве на 84 году жизни умер человек, далеко не столь известный, но заслуживающий известности и нашей благодарной памяти ничуть не меньше, чем лётчик-космонавт и дважды Герой Советского Союза.
Эрик Владимирович Сабо был выдающимся советским автодизайнером.
Работал на ЗИЛе, работал в специальном художественно-конструкторском бюро, работал в НАМИ, преподавал в МАМИ. Был зампредом Художестенно-конструкторского совета Минавтопрома.
Вообще, история советского автодизайна - драматическая история неустанной борьбы талантливых и амбициозных художников с требованиями производства. Которое как было изначально построено в расчёте на копирование перспективных зарубежных разработок вместе с заводами для их постройки, так и остаётся таким по сей день. Нет, там и тогда, где и когда никаких зарубежных прототипов и близко не существовало, советские атоконструкторы, автодизайнеры и автозаводы создавали (и создают) уникальные автомобили - вспомним Грачёва и Шапошника, "Победу" и "Ниву", - но там, где "не капало"...
Поэтому многие проработки Эрика Сабо (и не только его) так и остались на бумаге или в виде макетов. Многие - но не все.
Автобус ЗИЛ-118 "Юность" получил 12 призов на Международной автобусной неделе в Ницце в 1967 году. К сожалению, производство так и осталось штучным, хотя машины на ходу и сегодня.
Зато ЗИЛ-130 было выпущено более 3 миллионов штук...
а ЗИЛ-131 - в версии шасси для спецтехники под названием АМУР-521320 - производится и поныне.
КрАЗ-250 принёс Э. Сабо "Свидетельство на промышленный образец".
Полностью выполнил свою задачу планетоход из филма "Планета бурь".
Ну, а то, что осталось на бумаге...
Автодизайнеры у нас были и ЕСТЬ.
А вот готовности использовать их творчество у автопрома не было и нет...