Вопросы без ответов.

Jul 09, 2023 23:41


...56 лет назад мои родители - студенты 2-го факультета Куйбышевскго авиационного института - знали студента 5-го факультета того же института Валерия Грушина. То, что он ещё и руководил трио "Поющие бобры" как-то не отложилось в их памяти (хотя песни запомнились). Потом, в силу экономической географии и распределения, они (ну и я, соответственно) жили аккурат между железнодорожными станциями "125 километр" и "135 километр" (ныне "им. Валерия Грушина"), у которых фестиваль - внимание! - патриотической, а потом уже - туристической, авторской - песни проводился и проводится. А уж когда и я поступил на 1-й факультет того же института, никаких вариантов, кроме регулярного посещения Грушинского фестиваля у меня просто не было:)

И 14 лет - с 1989 по 2003 - я туда приходил (благо от квартиры родителей до фестивальной поляны - минут 40 хода), приезжал и Москвы или проездом из командировки в Москву.
И не жалею ни об одном разе такого посещения.
Но с 2004-го я туда ездить перестал.
И, опять же, не жалею ни об одном из 19 пропущенных фестивалей!
Потому, что Грушинский стал совсем другим. Да и, как-то, настроения петь - нет, меньше не стало, но - не эти песни и не в этой компании... Кстати, вскорости среди оргкомитета начались разборки, в конечном счёте - экономические, что привело к параллельному проведению уже двух фестивалей (на обеих указанных ж/д станциях...).
И вот, Грушинский 2023, как предполагалось - юбилейный, 50-й (с 1980 по 1986-й фестиваль не проводился. Считается, что причины запрета были идеологические, но, как пострадавший местный житель, полагаю, что причиной была организационная и экологическая катастрофа 1979 года: приехали около 100 тысяч человек, и этот наплыв переварить тогда не удалось). Но вместо праздинка - всероссийский скандал с политическим душком (и, возможно, последствиями). Небезызвестный журналист А. Хинштейн и местный поэт и композитор М. Чудаков обвинили организаторов фестиваля в непатриотизме!
"Сферически в вакууме" заявление Хинштейна меня бы не удивило. Бардовская, авторская песня - явление, вообще говоря, политически многовекторное, но с да-а-авних пор его официальными (и признанными телевидением) "лицами" являются лица вполне определённой политической ориентации. Под "гнётом цензуры худсоветов" они создавали вполне себе патриотические произведения (под какую песню идут десантники по Красной площади? Вот именно...), но в годы "свободы" пустились "во все тяжкие", и сегодня "движение" бардовской песни существует отдельно, а барды-патриоты (коих, может, и не меньше) - отдельно. Да и антивоенные (т.е. против СВО) выступления "классиков жанра" уже были - желающие могут посмотреть выложенную в интернете запись концерта дуэта "ИВаси" в сентябре прошлого года, выступления не абы где, а вполне себе в Московском дворце молодёжи. Наконец, я-то на Грушинский давно не ездил, но друзья-то туда вполне ходят, и вот мнение о мероприятии этого года: "а почему страна воюет, а на Грушинском как будто все в стране спокойно?"
Но заявление-то было отнюдь не "сферическое в вакууме".
Во-первых, в отличии от, опять же, многих друзей, я-то новости центральных телеканалов смотрю. Гала-концерт фестиваля проходит в ночь с субботы на воскресенье (в данном случае с 1-го на 2-е июля), Хинштейн высказался 3-го, а уже 2-го Грушинскому фестивалю был посвящён сюжет "Вестей недели" "России-1". И в сюжете подчёркивался именно патриотический характер мероприятия! И показана была "Гора" (именно так - в кавычках и с заглавной буквы), десятками тысяч огней приветствующая песню из фильма "Белорусский вокзал", хором поющая "и значит нам нужна одна победа - одна на всех, мы за ценой не постоим!"
Во-вторых, в силу масштабности, фестиваль уже много десятков лет организован следующим образом: параллельно проходят прослушивания участников на нескольких эстрадах. Там отбирают лучших, потом сравнивают уже их. На гала-концерт, эстрадой которого служит гитара на озере (не на понтонах, а на сваях, но смотрится здорово), а амфитеатром - громадный песчаный склон, обращённый к волжской пойме (собственно, "Гора"), приглашаются лауреаты, авторы, не оценённые жюри, но завоевавшие зрительские симпатии, и почётные гости, буде таковые поют. Например, в 90-х с "гитары" пел (правда, не соло) небезызвестный Сысуев, тогда - мэр Самары. По-видимому, действительно имевший место конфликт, задержавший начало гала-концерта, возник из-за того, что с одой из эстрад - "Zа Победу" (на которой, кстати, и звучали песни преимущественно патриотической направленности) - на "гитару" пригласили меньше участников, чем кому-то хотелось. В этом, по крайней мере, сходятся все стороны. О подробностях этого конфликта мы пока не знаем. Но знаем, что директор фестиваля А Шарафиева перед "пострадавшей стороной" извинялась.
В третьих, мы знаем, что "пострадавшая сторона", начиная с самого руководителя эстрады "Zа Победу" М. Калинкина, категорически не склонна раздувать скандал: «Хотя к нам приходили исполнители, которые говорили: «А вы знаете, когда мы принимали участие в конкурсной программе, нам сообщили, что военные песни петь не приветствуется», - уточняет Калинкин. - Но как вы понимаете, это из разряда «тетя Дуся сказала». Потому что лично я этого не видел»...
И, наконец, в четвёртых. А. Хинштейн стяжал немалую славу борца за справедливость, особенно в Куйбышевской области. И во многих случаях он абсолютно справедливо "щучил" местную власть. Но учитывая его "генезис" (из "Масонского сексомольца") и ряд его деяний, не связанных с Куйбышевской областью, лично у меня нет настроения принимать его заявления за истину в последней инстанции. К тому же, он уже озвучил сумму - 29 млн. руб. - выделенную на проведение фестиваля 2023 г. Фондом президентских грантов, "не считая средств из регионального бюджета и гранта Росатома". Не в этих ли деньгах заинтересован кто-то?
Для справки, к вопросу о деньгах: чисто, опять же, географически, спуск от ж/д платформы до фестивальной поляны, а это лестница в 509(!) ступеней, стоит весьма немалых денег - как и снабжение десятков тысяч человек водой и туалетами, а вход на фестиваль для участников и гостей был и есть бесплатный!

Так что вопросы к "бардовскому движению" ставить надо.
Но - ИМХО - ставить их нужно перед теми, перед кем надо. И так, чтобы не возникало ощущения решения финансовых вопросов.
А судьба жанра авторской/бардовской песни заслуживает отдельного разговора, и, возможно, он будет достаточно печальным...

новости культуры, территория регресса

Previous post Next post
Up