...а мне понравилось! (2)

Feb 25, 2022 23:50

Помимо экранизаций С. Лема известных, хотя и считающихся (не мной) неудачными, есть и совсем неизвестные, но - по моему - ничуть не менее интересные. А может - и более.
И так, 1963 г. Студия "Баррандов" выпускает первый (как утверждает педивикия) чехословацкий научно-фантастический фильм "Икар XB 1". К сожалению, в отличии от некоторых других стран, в СССР его не показывали. Вообще. Это действительно очень-очень жаль, потому что это - ни много, ни мало - экранизация романа С. Лема "Магелланово облако"!
Ну как - "экранизация"? Фильм снят сильно "по мотивам". Настолько сильно, что фамилли "Лем" в титрах вообще нет. Но...
...первая звёздная экспедиция землян к ближайшей соседке Солнца - Альфе Центавра;
...большой экипаж - не такой большой, как на "Гее" в романе, но достаточно большой;
...масса психологических проблем, как во взаимоотношениях с оставшимися не Земле родственниками, так и внутри экипажа (не совсем как у Лема, но сопоставимо, и не менее интересно, даже с учётом откровенно бледного перевода - как бы это зашло с нормальным дубляжем!...);
..."встреча с прошлым" - с НАТОвской боевой станцией, напичканной ядерным и химическим оружием;
...открытие научного руководителя экспедиции биофизика Гообара "обратимой смерти" на субсрелятивистских скоростях превращается в фильме вызванное излучением "чёрной звезды" обратимое торможение биохимических процессов;
...локатор Белой планеты, обнаруживший "Гею" на межзвёздной дистанции превратился в некое силовое поле с той же Белой планеты, частично защитившее "Икар" и экпипаж от излучения чёрной звезды;
...наконец, бунт части экипажа, вызванный тоской по Земле, превратился в психический срыв одного из звездолётчиков, вызванный, в значительной степени, повышенным воздействием того же излучения Чёрной звезды (остальные были под защитой корпуса корабля, а он выходил в скафандре для профилактики двигателей).
Это последнее, кстати, по-моему - наиболее большая потеря фильма. Потому, что в романе участник экспедиции - историк - прекратил "бунт", воззвав к памяти о погибших борцах за народное счастье, и словами: "Мы живём в коммунистическом обществе. А есть ли среди вас настоящие коммунисты?".
Т.е. понятно, что "Магелланово облако" было для чехословацких кинематографистов источником вдохновения. А "утрамбовать" эту эпопею в полтора часа экранного времени невозможно ни при каких условиях...
Но кино - это, прежде всего, видеоряд. И он здесь заслуживает отдельного разговора. В первую очередь меня поразили кресла экипажа.



Никаких ассоциаций не вызывает?



А теперь?

Да. Амортизационное кресло "Казбек", используемое на советских пилотируемых космических кораблях, начиная с "Восхода" - а наиболее, конечно, известное как атрибут всех "Союзов". И разве эта светящаяся штанга, подпирающая в киношных креслах подголовник, не похожа на амортизатор в изголовье "Казбека"?
Но дело в том, что в 1963 году "Союз" существовал только на бумаге, и далеко не в окончательной форме, а внешний вид, и тем более - устройство "восходовских" кресел были известны очень немногим посвящённым (и в их перечень никак не входили художники студии "Баррандов"!) Только через 10 лет, при подготовке экспериментального полёта "Apollo"- "Союз", устройство "Казбеков" было рассекречено...
Но дальше - больше;)
Сам звездолёт "Икар XB 1"...
Внешний вид явным образом вдохновлён уже широко известными к тому времени рисункаим "классических летающих тарелок". Наиболее ярко это проявляется в рисунке, который украшает одно из помещений корабля, но и так всё понятно - хотя, конечно, это отнюдь НЕ "классическая летающая тарелка"!



Вот "Икар" у орбитального космодрома (космической верфи).



Вид спереди-снизу,



с левого борта,



сзади-снизу.

Из Солнечной системы, с орбитального космодрома, он стартует на каком-то двигателе большой тяги, которые по внешним проявлениям можно считать ракетным - его хорошо видно на виде сзади-снизу. Но дальше... Дальше корабль продолжает разгон на каких-то НЕРАКЕТНЫХ двигателях - это вот эти три мигающих диска в нижней части.


Причём это не просто двигатели - это некие буксиры, потому что по крайней мере один из них используется как силовая установка разведывательной "ракеты" (у Лема это называлось "ракета"...).



Вот "буксир" отделяется от "Икара"...







И выясняется, что он несёт отсек экипажа. Который может отстыковаться от "буксира" и остаться на изучаемом объекте.

К сожалению, это не помогло, и подрыв боезапаса НАТОвской станции уничтожил и двух космонавтов, и отсек экипажа, и "буксир"...



Видно, что "Икар" может идти и на двух "буксирах".

Но это, явно, нештатный режим, поэтому


космонавты осматривают гнездо утраченного "буксира" (видите две крохотных белых фигурки?), и...



...из "недр" корабля выдыигается запасной!

...Первым до такого, по-видимому, додумался советский авиаконструктор Владимир Сергеевич Вахмистров. Увеличить дальность и продолжительность полёта маленького самолёта путём подвески его на большой предлагали и до него, но Вахмистров справедливо решил, что подвешенный самолёт - лишнее сопротивление, поэтому пусть пользу приносит, работая своим двигателем. А горючее можно брать и от носителя. Так появилась идея "самолёта-звена", которая прошла путь от "Звена-1" до "Звена-7",


в бой же летом-осенью 1941 г. пошли "Звено-СПБ":


Использовать эту идею в космической технике с РАКЕТНЫМИ двигателями... Возможно, см. "Atlas", но... А вот с НЕРАКЕТНЫМ - прямо-таки напрашивается. Я тоже думал над конструктивной реализацией такой идеи, так что схема чехословаков не пропадёт!
И самое интересное. На основании собранных к середине 1990-х годов показаний очевидцев и собственных наблюдений, В.А. Чернобров пришёл к выводу, что т.н. "трёхзвездные" НЛО устроены как-то очень похоже: светящиеся сферы, частично выступающие из их нижней поверхности по углам, могут отделяться от объекта и летать самостоятельно, при этом на их место изнутри выдвигается такой же "агрегат"...


Но это ещё не всё! Ведь, раз основные события происходять внутри звездолёта, нужны и его интерьеры. И вот здесь чехословацкие художники, по-видимому, стали пионерами. Смотрите сами:







Центральный пост (кстати, обратите внимание на балкон по периметру).



Корабельный коридор (ничего из киноклассики не напоминает?)



Спортзал (опережая изыски дизайна на десятилетия, в одном помещении так же солярий и душ...).

Ещё раз, это 1963 (тысяча девятьсот шестьдесят третий) год. Попробуйте мне доказать, что художники студии "Баррандов" не повлияли ни на Дж. Родденбери ("Звездный путь" стартовал только в 1966-м), ни на С. Кубрика ("Космическая одиссея 2001 года" вышла в 1968-м...)! Да, в США - в отличии от нашей страны - фильм был показан осенью 1964-го...

космическое будущее, новости культуры, космос, фантастика

Previous post Next post
Up