Следует кое-что напомнить.

Dec 09, 2020 18:38


Два дня назад Роскосмос пригласил всех желающих вносить предложения по новой орбитальной станции, которая заменит МКС - как по составу служебных модулей, так и по облику станции, высоте и наклонению ее орбиты. В обращении лично главы Роскосмоса Д.О. Рогозина было ещё круче - он ждёт предложений о том, быть ли станции российской или международной, обитаемой или посещаемой...
Вообще-то, "в переводе с русского на русский" это означает буквально следующее: через 58 лет после начала работ по пилотрруемым орбитальным станциям и через 49 лет после начала работы первой из них, руководство российской космонавтики не имеет представления, зачем нужны пилотируемые орбитальные станции и какими они должны быть.

Впрочем нет, не совсем. Ведь в обращении сказано, что "станция будет многофункциональной, с заправочно-, ремонтно-, сборочным комплексом". Но снова здоровО: а ЧТО на ней будет заправляться, ремонтироваться, собираться? Ведь одно дело, если это будет - наконец - воплощение ещё королёвской идеи "орбитального пояса", со спутниками различного назначения, обслуживаемыми на орбите пилотируемой и дистанционно-пилотируемой инфраструктурой, и совсем другое - если на новой станции планируется собирать и обслуживать межпланетные корабли!
Но это тема отдельного до-олгого разговора, а в случае станции - сервисного центра для ИСЗ - поле для горячих споров, подкрепляемых нетриваиальными оптимизационными рассчётами. Я же сейчас про другое.
За прошедшие - повторяю - 58 лет в нашей стране, в нашей отрасли, выдающимися создателями космической техники и возглавляемыми ими конструкторско-производственными коллективами предложено немало проектов орбитальных станций, значительно превосходящих по своим воможностям то, что было воплощено в летавшие конструкции. Эти проекты не были реализованы по разным причинам - в т.ч. и по причине непонимания государственным руководством СССР их нужности. Так почему бы не поискать в архивах входящих в Роскосмос ракетно-космических предприятий (и ЦНИИмаша) ответы как на те вопросы, которые Роскосмос задаёт, так и на те, до которых там ещё даже не додумались?
Разумеется, то, что мы можем обсуждать в открытом канале, то, что опубликовано - лишь, как справедливо сказал историк космонатики И. Афанасьев, снег на верхушке айсберга (у Д.О. Рогозина возможностей гораздо больше). Но и этого достаточно для определённых выводов, отнюдь не комплиментарных по отношению к нынешнему руководству отрасли (коее, если кто до сих пор не в курсе, состоит не из одного Д.О. Рогозина, а включает ещё множество вполне квалифицироанных, безоговорочно высокопрофессиональных и даже заслуженных специалистов, выросших внутри советской и российской космонавтики...).

И так.
В 1962 г. С.П. Королёв набросал в рабочей тетради некий текст, который много лет спустя, при публикации, был озаглавлен "Заметки о тяжёлом межпланетном корабле (ТМК) и тяжёлой орбитальной станции (ТОС)". С этого документа и начинается история практической разработки в нашей стране пилотируемых орбитальных станций. Всего через год, в 1963-м, эти объекты были уже прорисованы, в частности, ТОС стала выглядеть так:


К сожалению, на сайте РКК "Энергия" этот рисунок я не нашёл, хотя 5 лет назад скачал её именно оттуда.
ТОС предназначалась как для отработки конструкции ТМК, так в качестве базы для широкомасштабных исследований (частично потом реализованных на "Салютах"), и... для обслуживания автономных одноцелевых аппаратов, которые предполагалось создавать на основе не только "Союзов", но даже и "Востоков".

Однако амбиции С.П. Королёва на этом не остановились. Вершиной его творчества в этом направлении следует считать МБКС - "многоцелевую космическую базу станцию". Её характерными чертами были создание искусственной тяжести путём вращения части отсеков вокруг неподвижной основы, и использование атомной энергетической установки. С начала 90-х годов была известна вот такая реконструкция МБКС:

,
однако теперь мы можем опираться на демонстрационный плакат, обнаруженный и опубликованный Вадимом Лукашевичем на сайте buran.ru:


При дальнейшей разработке (которую продолжили и Мишин, и Глушко) МБКС постепенно "усыхала", пока не стала 17КС - базовым блоком станции "Мир"...

Тогда же к разработке обитаемых пилотируемых станций подключился и В.Н. Челомей. Принципиальным отличием семейства орбитальных пилотируемых, посещаемых и беспилотных орбитальных станций "Алмаз" было то, что они с самого начала предназначались для решения конкретных военно-прикладных задач, а именно - разведки в оптическом, инфракрасном и радио диапазонах. Проблема "Алмазов" была в том, что они очень долго делались, а за это время изменились "хотелки" Главного Заказчика - у которого, кстати, появились и более дешёвые способы решать похожие задачи. То, что "Алмаз" с экипажем на борту делал это гораздо лучше "Зенитов" и "Янтарей", не перебивало того факта, что последние шли массовой серией, а "Алмазы" оставались уникальными... Но историю "Алмазов" с буквами "К", "М", "Н", "П" и "Т" Д.О. Рогозин легко может узнать из прекрасной книги "Огранка "Алмазов", выпущенной в прошлом году НПО машиностроения.

Со своим концептом модульной орбитальной станции пришёл в ЦКБЭМ и В.П. Глушко. Насколько известно, это был именно некий общий концепт, реализовать который Валентину Петровичу не дали. Но есть основания полагать, что на картине А. Соколова изображена именно орбитальная станция по представлению В.П. Глушко:


(на всякий случай: "Мир" с таким "шариком" появился гораздо позже, в тот момент стыковочные узлы для целевых модулей располагались совсем в других местах).

О "Мире" сказано (и показано) уже не мало, но был же ещё и проект "Мир-2"! Сначала предполагалось, что в новой станции быдыт использоваться блоки 100-тонного класса, выводимые УРКТС "Энергия" (тогда ещё - "Буран-Т").
Известны вот такие реконструкции:



И, опять-таки, демонстрационный плакат с сайта buran.ru:


Но, по мере "углУбления" перестройки, расходы на космонавтику начали сокращать, перспективы УРКТС "Энергия" подёргивались туманом, и "Мир-2" было решено строиить, как и "Мир" с использованием модулей 20-тонного класса, а может и полегче (12 и даже 7 т). В результате пояилось вот что:


Такой виделась новая, уже российская, орбитальтная пилотируемая станция к моменту начала переговоров по МКС. И, к сожалению, вероятность постройки даже такого "Мира-2" в тех конкретных общественно-экономических услоиях представляется крайне маловероятной...

Однако история проектов российских орбитальных станций на этом далеко не закончилась!
Во-первых, идея автономных, но стыкуемых с базовой станцией для обслуживания, целевых модулей нашла своё разитие в проекте "Ока-Т":


На этом апапрате предполагалось не только проводить технологические эксперименты, но и развернуть уже опытно-промышленное производство с использованием таких факторов, как глубокий вакуум и невесомость (правильнее - микрогравитация). Но после двух десятков лет мытарств, пять лет назад "Ока-Т" совсем исчезла из Федеральной космической программы России.
Дмитрий Олегович, раз станция планируется "многофункциональной, с заправочно-, ремонтно-, сборочным комплексом", можеть, "Ока-Т" в ФКП - того, вернуть?

Упоминавшийся Вадим Лукашевич (кстати - к его политическим взглядам и связанным с ними действиям в последние 6 лет можно и должно относиться определённым образом, но это не отменяет того объективного факта, что он "сидит" на определённых архивах, и не просто "сидит", а активно и эффектно - и весьма трудозатратно! - делится своими уникальными знаниями по истории советской космонавтики) раскопал проектное изображение посещаемого орбитального завода, предлагавшегося, по-видимому, НПО "Молния"(!) для взаимодействия с многоразовой аэрокосмической системой МАКС:


Ну, и буквально отвечая на позавчерашний призыв Роскосмоса, с конца "нулевых" в РКК "Энергия" без особого шума, но и не особенно скрывая, проектировали ОПСЭК - орбитальный пилотируемый сборочно-эксплуатационный комплекс. Собстенно и предназначенный для сборки, ремонта и заправки. Один из вариантов ОПСЭКа выглядил так:


Цветами здесь показаны этапы развёртывания: сначала из уже изготавливаемых НЭМов, узлового модуля "Причал" и модуля типа МИМ собирается первая очередь; вторая очередь выделена жёлтым цветом, третья - зелёным. Кстати, в числе зелёных модулей - 2 "Ока-Т" и "энергиевский" проект пилотируемого межорбитального буксира "Паром":



Подчёркиваю ещё раз: это ТОЛЬКО ТО, что рассекречено и опубликовано! Что, в ЦНИИмаш нормальную техническую справку уже написать некому? Там-то всё это, и многое, многое другое имеется гораздо более полном и подробном изложении! А ежели архивы "грохнули" (ходили такие неприятные слухи в 1993-м), так у предприятий-разработчиков запросить, благо их тут всего три упомянуто - ну, ещё в КБ "Салют" кое-что есть, но эти данные у меня не из интернета:)

И потом. Как я уже говорил, орбитальная станция для сборки, ремонта и заправки не может быть создана, если не определено, ЧТО на ней будет собираться, ремнотироваться и заправляться, т.е. в какой космической программе она будет использоваться. Этого мы по-прежнему не знаем...

история космонавтики, космос, космическое производство

Previous post Next post
Up