Оригинал взят у
toomth в
Замоскворечье. Храм святого Климента.Оригинал взят у
zelgrad10 в
Замоскворечье. Храм святого Климента.Из путеводителя «По Москве», 1917 г.
«Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм святого Климента с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой.
Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка».
Сегодня получено приглашение к этому памятнику истории.
Утреннее короткое раздумье. Стоит ли в такое студеное утро выбираться из дому? Вопрос просто для оттяжки…
Вне праздных прогулок движение по Москве слепоглухотупое под властью навигатора. Внутреннего, встроенного, который рационально отключает все человеческое от действительности, управляет телом, следит за ходом ног.
Встречаемся на Новокузнецкой. Церквей в Москве было сорок сороков.
Русь обходилась без памятников-статуй и триумфальных арок. Все крупные события или страшные бедствия отмечались установкой памятных храмов и часовен.
Экскурсовод в Москве необходим. Он, что ботаник, любящий и ощущающий природу. Раскрывающий бесчувственным красоту каждого уголка леса, степи, поля.
По описи 1770 - 1771 гг. храм Святого Климента, уникальное творение неизвестного истории зодчего, в числе пяти «наилучших во всей Москве». Он необычен и по названию, и по архитектуре.
Православный храм имени римского папы Климента. Возможно и такое. Папу Климента чтят и католики, и православные. Для славян он является особым святым.
По преданию, мощи мученика были в IX веке обретены в море близ Херсонеса славянскими первоучителями Кириллом и Мефодием. Когда Константинополь отказал Кириллу и Мефодию в принятии славянской грамоты одним из официальных языков церкви, братья взяли с собой мощи святого Климента и отправились в Рим. Узнав об этом, папа Адриан с клиром вышел им навстречу, утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквях. Что и стало днем рождения славянской грамоты как четвертого языка Вселенской Церкви.
Храм для московской архитектуры XVIII века редкостный, в стиле барокко. Как постройки В. В. Растрелли в Санкт-Петербурге, как Андреевский собор в Киеве. Ощущение и вправду, будто мы случайно оказались в Питере.
Главное здание в форме куба, двусветное, то есть с двумя рядами окон, расположенных один над другим,
с хорами на всех четырех сторонах. Увенчано 5 куполами на высоких световых барабанах.
Стены основного здания не имеют алтарных выступов, обрамлены сдвоенными коринфскими колоннами. Фасады украшают двухколонные портики с лучковыми фронтонами. По верху здания - узорные металлические решетки. Украшен декоративной лепниной.
Удивительно, в 16 веке иезуит Поссевино обратил внимание, что в Москве «все окружено зданиями церквей, которые, по-видимому, воздвигнуты скорее для украшения города, чем для совершения богослужений, так как в большей части почти целый год заперты».
Заперта церковь была с 1929 г. Хотя ив советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации.
Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. Этот памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
Впрочем, на протяжении всей истории великолепной и огромной Свято-Климентовской церкви ее приход оставался малочисленным и бедным. Возможно не по вкусу московскому был этот цветок Замоскворечья. Причт не справлялся с необходимостью постоянно поддерживать в благолепии уникальное храмовое убранство.
Только однажды в архивном документе встречается упоминание, что «вся означенная церковь находилась в твердости, утварью довольна и внутри все исправно». Чаще, буквально из года в год, появлялись записи, типа: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». Церковные ведомости постоянно фиксировали «посредственное» содержание Климентовских церковнослужителей.
Сейчас Климентовский переулок входит в пешеходную зону Замоскворечья. Фонари, скамейки, множество кафешек и ресторанчиков. Как говорится, с прекрасным видом на храм священномученика Климента. Что скорее для украшения города, чем для совершения богослужений.