Оригинал взят у
ochendaje в
Финифть - уникальная эмалевая техникаФинифтью в Древней Руси называли эмаль, древнейшую технику, применяемую в ювелирном искусстве, а также изящные художественные изделия из различных металлов, декорированные ею. Отсюда и пошло название промысла.
Слово "финифть" греческое и означает в переводе "блестящий камень". При ее создании массу стеклянного порошка, разведенного водой, наносят на искусно обработанную металлическую поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная финифть - тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. Она хрупка, но не боится ни сырости, ни жары, ни времени.
Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.
В создании большинства произведений принимают участие два человека - живописец и ювелир, обрамляющий изображение тонким узором металлической филиграни и зерни. Эмалевая миниатюра очень сложный и трудоемкий в исполнении вид художественной росписи, он требует острого глаза, верной руки, безупречного владения секретами обжига; его безусловным преимуществом является яркость, долговечность произведений, прозрачность красок, не подверженных влиянию света, воздуха, времени. Данный вид художественной росписи сохраняет долгие годы свой первоначальный блеск и свежесть.
Нужно упомянуть о прикладном назначении этих миниатюрных произведений искусства с использованием художественной росписи. Эмалевыми миниатюрами можно изысканно украсить интерьер своего дома. С давних времен эти изделия высоко ценились и пользовались огромным спросом. В первой половине XVII века русские эмальеры стали применять художественную роспись эмалевыми красками по эмалевому фону, непосредственно, на предметах прикладного искусства. Миниатюрные изображения, главным образом религиозные композиции, украшали церковную утварь - потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг.
В XVIII веке такие изображения стали применяться для украшения предметов светского и бытового назначения - кубков, кружек, ларцов, пресс-папье, сервизов и ваз, и, конечно, ювелирных изделий - часов, табакерок, браслетов, колец. Изделия с эмалевыми изображениями стали чуть ли не главным украшением туалетов дам и кавалеров. Придворный ювелир Карл Фаберже использовал художественную роспись для создания многих шедевров, он и его ученики применял в своих изделиях эмалевую миниатюру. Это были пасхальные яйца, украшенные изящными миниатюрами по прозрачной эмали и портреты царствующих особ. За счет эмали разных цветов эти изделия были очень яркими, тем самым привлекли огромное внимание ценителей искусства.
Миниатюры с данным видом художественной росписи для ковшей и шкатулок писались с подлинников мастеров того времени: Васнецова и Кустодиева. Только художники, обладающие высоким мастерством в работе с эмалью, могли создавать эти прекрасные произведения.
Центром искусства финифти издавна считается Ростов Ярославский. В 18 веке изделия ростовских мастеров ценились очень высоко и поступали на хранение в Московскую Оружейную палату.
Уже в первой четверти 18 века работы в виде эмалевой миниатюры стали предметом коллекционирования. Одно из самых больших собраний - коллекция Государственного Эрмитажа, ведущая свое начало со времен Петра I и сохранившаяся до наших дней.
К концу 19 века промысел стал вырождаться. На смену уникальным изделиям пришли шаблонные образки и украшения для церковной утвари. В начале двадцатых годов прошлого столетия промысел стал восстанавливаться.
Много сил для этого приложил известный художник С. Чехонин, давший новую жизнь забытым приемам и формам 17-18 вв. Расписная финифть Он создал интересные работы с росписью цветами по темно-синему фону. Эти мотивы легли в основу многих произведений последующих поколений ростовских эмальеров.
На изящных ювелирных украшениях под кистью мастера расцветают букеты из полевых цветов, сочные георгины, венки из ромашек и колокольчиков.
Нужно отличать финифть и от других изделий художественных промыслов. Миниатюры с ростовской финифтью при создании многократно обжигаются, при температуре 700 - 800О С, при этом огнеупорные краски накрепко вплавляются в эмаль, что придает им яркость и, самое важное, многовековую стойкость. Отсюда и другое название финифти - горячая эмаль. Расписная горячая эмаль в ювелирном изделии никогда не потускнеет, не деформируется, рисунок не смажется при попадании ацетона или растворителя, оно не будет испорчено после посещения сауны, потеряв свою форму. Ростовская финифть никогда не пожелтеет и не потрескается от времени. Эмаль можно повредить, только уронив, например, на кафельный пол.
Каждая работа художников-мастеров становится подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. Поэтому не случаен успех ростовской финифти на многих международных выставках и ярмарках. Красочное, одухотворенное искусство ростовской финифти, уходящее корнями в народные представления о прекрасном, продолжает дарить радость людям.
Именно русская народная художественная роспись очень известна во всех странах мира, она отличается своим разнообразием и большим спектром материалов, на которых воспроизводится. Эмалевые миниатюры представляют собой истинную ценность, они долговечны и поэтому могут стать достойными представителями искусства своей эпохи для будущих поколений. Миниатюрные произведения пользуются постоянным спросом ценителей мастерства русского школы художественной росписи.