Искать смысл в жизни - извечное занятие русского человека. Не то чтоб люди других национальностей этим делом не занимались, но у русского человека поиск смысла жизни занимает в этой самой жизни центральное из центральнейших мест. Причем глубина надрыва и степень страдания в процессе поиска смысла жизни соизмеримы, пожалуй, лишь с широтой русской души. И каждый может в этом убедиться, обратившись к классикам русской литературы, либо в беседе по "душам" с этим самым человеком, будь она после второй рюмки, иль после крепкой драки, иль за столиком в купе.
Где же этот смысл ищут?
Из моих наблюдений ищут его в:
-эзотерических учениях;
-философских концепциях и учениях. Нынче восточная философия особенно уважается;
-религиозных учениях;
-саморазвитии ради саморазвития. Тут целый пласт от иогических практик до практической психологии;
-философии успеха, зарабатывания денег и различные вариации на подобные темы. Но это мне все реже встречается;
-в различном активизме (моя
заметка на эту тему).
Находит ли русский человек свой смысл жизни в вышеописанном перечне идей и практик? К сожалению, достаточно редко. Он зарывается с головой в различные учения, философии саморазвития, активизмы и через всю эту чреду "духовностей" пробивается невыносимая тоска от пустоты и бессмысленности. Почему так происходит - очень бы хотелось понять. Сейчас могу лишь поделиться мыслью Виктора Франкла из его книги "Страдания от бессмысленности жизни":
"Нельзя придать смысл жизни, смысл нужно найти. Процесс выявления смысла сродни восприятию целостного образа, «гештальта».
Ещё основоположники гештальттерапии Левин и Вертгеймер вели речь о том, что каждая ситуация в жизни представляет собой задачу, требующую решения. Более того, Вертгеймер считал, что требования, с которыми сталкивается человек в каждой ситуации, носят объективный характер. Об этом же рассуждал и Адорно: «Понятие смысла существует объективно, а вовсе не в идее».
На мой взгляд, различие между выявлением смысла и восприятием «гештальта» заключается в следующем: мы не просто вычленяем какой-то целостный образ из «общего фона», мы получаем возможность обнаружить в реальности какой-то скрытый смысловой потенциал. Всякий раз это происходит по-разному, и каждая такая возможность даётся нам лишь на миг, но если мы хотя бы один раз реализуем этот смысловой потенциал, то обретём смысл навсегда."
На мой взгляд, тут стоит сделать акцент на то, что смысловой потенциал ищется в реальности, т.е. это те самые вызовы, что кидает нам жизнь. Но у меня иногда складывается впечатление, что многие ищут смысл жизни в различных учениях, философиях, саморазвитиях и т.д., чтобы не найти его в реальности. Франкл пишет:
"Смысл нужно найти, но нельзя выдумать. Выдумать можно лишь субъективный, то есть совершенно иллюзорный смысл, или вздор. Вот почему человек, отчаявшийся найти смысл в жизни, ищет спасения от ощущения бессмысленности либо в иллюзии смысла, либо в абсурде."
Может показаться, что я выступаю против того, чтобы учиться и углубляться. Вовсе нет. Учиться и углубляться нужно, чтобы суметь обнаружить скрытый смысловой потенциал. Франкл пишет:
"Смысл не только нужно, но и можно найти. В поисках смысла человек руководствуется совестью. В общем, совесть можно назвать органом чувств, который отвечает за восприятие смысла. Совесть - это способность улавливать тот единственный и уникальный смысл, который таится в каждой ситуации."
Закончу цитатой известного персонажа, история страданий которого в поисках смысла жизни, пожалуй, известнейшая в мире.
В пергаменте ль найдём источник мы живой?
Ему ли утолить высокие стремленья?
О нет, в душе своей одной
Найдём мы ключ успокоенья!
Фауст.