Приятно делать открытия, особенно ненаучные.
Как-то принято считать, что фильм по книге всегда либо сильно хуже её, либо терпимо, ну и в самом лучшем случае - сравнимо. Ну, понять такое можно, ибо человек прочитавший книгу, и, не приведи пролетарский Аллах, полюбивший ее - будет ждать от фильма усиленных своих впечатлений, которые режиссер воспроизведет с точностью, проиллюстрирует видеорядом и всячески покажет то, что читатель прочитал в самом выгодном для зрителя свете. Ну, а если не так, то (утрированно) - дерьмо случилось, зря пленку потратили, и все гигабайты псу в сфингтер. Как писал ВОП - скачан и обосран. Я получил откровение, что не всегда так, хотя конечно, бывает всякое...
Если видишь кино по книге - есть вариант сначала его посмотреть, попробовать протулить, о чем режиссер говорит, а чуть позже, подумав, осмыслив (если есть что) - зачитать книгу. Это будет оправдано простым соображением, что режиссер* - тоже делает законченное произведение, а не иллюстрацию к тексту, и будет пытаться что-то свое сказать, а не повторить писателя. Верьте, это будет два разных произведения, и намного больше возможностей для сравнения, обдумывания, шор на глазах практически нет, чем то похоже на считывание текста в обратном порядке в поисках ошибок - замечаешь все мелкие детали.
Посмотрел тут кино "Гадкие лебеди" 2006 года выпуска от режиссера Константина Лопушанского. Режиссер для меня прекрасный, об этом чуть ниже, если не забуду. Считается, что кино по одноименной книге братьев Стругацких. Эксперимент не совсем чистый, я саму повесть читал, правда так давно, что даже не помню - школа это была или институт. Скорее всего - второй вариант, в школе я только "Понедельник..." и "Пикник..." осилил, первое - как хохотУ, второе - как приключенческо-фантастический триллер. Так вот, читал давно, изрядно забыл, поэтому сел смотреть практически "натощак". Дорогой дневник, фильм мне очень понравился. Режиссер, на мой взгляд, как простого зрителя, умеет разговаривать языком кино. Вот прям витиевато и уверенно - строит сложные конструкции из образов, и не бросает на середине. Я не умничаю - у него действительно все понятно. Отличная история, завораживающая лично меня красная сепия (как в его раннем фильме "Посетитель музея"), хорошая музыка, и офигенная операторская работа - натурально живые картины определенного жанра. Хоть фильм и 2006 года - я спойлерить не хочу, поэтому только скажу, что это совершенно иная история, с книгой связанная только общим сеттингом. История хорошая, но не прям уж с-ног-сшибательная, и я бы не стал даже и писать все это, если бы не яркое чувство, что фильм то очень актуальный, особенно тогда, потому что дети, о которых речь - это мы, мое поколение и старше, рожденные примерно до 8о-го, или даже до 78-го года. В общем рекомендую, ибо Лопушанский - это сила...
... и сила весьма масштабная. Снимает только авторское кино, блокбастеров не жди. Первый его полный метр "Письма мертвого человека" я посмотрел в 1986 году. Честно признаюсь - выйдя на улицу через задний проход кинотеатра "Улан-Батор", почувствовал себя соответствующе. Ну то есть, не понял ни хрена - как будто осенней ночью на болоте под ливнем стакан холодной воды выпил: зачем я в кино ходил, о чем было то кино, что маме так понравилось? Выкурил явский "Космос", съел стаканчик мороженного и поехал в "Звездный" на Вернадского - смотреть то ли "Груз без маркировки" с Ортопедом и Раджой, то ли "Приказано взять живым" с чОрным шпиёном ночью на дельтаплане, то ли "Одиночное плавание" с крылатой фразой "говорила мне мама - не лазай по колодцам", только бы не оставлять этот стакан холодной воды в животе. Второй раз, посмотрев "Письма..." уже в середине 2000-ных, почувствовал стругацкие мотивы, и не ошибся - Борис Натаныч руку приложил. Было хорошо, грустно, потеряно, открытый финал. Пересмотрел вчера (ретроспективу режиссера, так сказать, решил устроить) - получил удовольствие и умиротворение, и даже заряд надежды, чего раньше не наблюдалось; Бах, сепия, кадр и Ролан Быков - сделали свое дело. "Посетитель музея" смотрел в 90-х будучи нетрезв, поэтому ощущение было как от Тарковского - красиво, но думать надо, а неохота. В общем надо переценить. Кстати о Тарковском - как выяснилось не случайно, Лопушанский его ученик и помощник на "Сталкере", даже финалочку там придумал. Мэтр сказал - хорошо, но не для этого фильма, и заготовка ждала 27 лет до "Гадких Лебедей"
В общем, народ, кино хорошее, но на любителя, если Тарковский бесит - лучше не смотрите, сами переплюетесь и мне чорта посУлите, буду икая чирьи на ягодицах давить...
https://www.youtube.com/watch?v=0Cz-1SuC2tg