Изображения планет в средневековой иконографии: компендиум Джона де Фокстона

Mar 27, 2018 18:20

Страдающее и наслаждающееся своей неистовой религиозностью Средневековье, пришедшее на смену безвременно угасшей эпохе разума и прочей античности, вошло в историю не только как "темное время", но и как время расцвета письменности и книжного рынка. Внезапно. А ведь казалось бы, да?

В многочисленных монастырях и по заказам активно формирующейся на тот момент системы университетского образования создавались и неоднократно переписывались уникальные энциклопедии, компендиумы, бревиарии, хронологии, комментарии к классикам и прочая-прочая-прочая. Некоторые из этих творений богато иллюстрировались. Не только люди молились и боролись с фекалиями, в общем. Приличные особи уже тогда стремились создавать и сохранять высокое искусство для потомков. Благодаря им до наших дней дошли интереснейшие экземпляры книг и манускриптов, которые благополучно уцелели и хранятся в знаменитых библиотеках и поныне. А так как весомая часть этих текстов была посвящена устройству мира - космологии и астрологии в том числе - у нас есть возможность заглянуть в прошлое и подсмотреть, что средневековый яндекс выдал бы пользователям на запрос "планеты астрология картинки"...

Картинки и комменатрии к ним из сборника Андрея Пильгуна "Вселенная средневековья".
В частности, речь пойдет об иллюстрациях к след.рукописи: Джон де Фокстон. Книга о космографии.
Йоркшир, Англия. 1408.
Манускрипт в настоящий момент хранится в Библиотеке Тринити-колледжа, Кэмбридж, Англия.
Работа над компендиумом велась в период ок.1385-1408, сохранился он в единственном экземпляре.
Отксерить не дадут, карочи
Одна из центральных идей этой энциклопедии - астрологический детерминизм: планеты регулируют события подлунного мира, оказывают влияние на стихии и жидкости человеческого организма



Луна.


Луна.
Она здесь представлена в облике молодого человека (возможно, это связано со средневековой арабской иконографией планет) в отороченом мехом кафтане, подпоясанном белым кушаком, с золотым серпом (полумесяцем) на голове. В руках два золотых кувшина с открытой крышкой (связь Луны со стихией воды, приливами и отливами: один из кувшинов пуст). Знак Рака (астрологический дом Луны) на груди в соответствии со схемой "зодиакального человека". Под знаком Рака на груди полумесяц, под кушаком - полный месяц. Одна сторона одежды светлая, другая - темная (две стороны Луны).
В тексте автор трактата касается влияния Луны на приливы и отливы, на человеческий организм в целом и в частности на тех, коого называют лунатиками. Образ Луны, по его словам, символизирует "шаткость этого мира" (huius seculi instabilitas). Именно с этим связаны светлая и темная сторона кафтана.



Солнце.

Солнце в облике молодого человека с карими глазами в белом кафтане с рисунком в виде цветов. Солнце стоит в языках пламени, между коленями семь тающих льдинок, которые падают в огонь. На груди золотой диск с лучами в окружении синих (слева) и темных (справа) облаков (восход и заход). Ниже над золотым поясом знак Льва - астрологический дом Солца. Знак Льва расположен согласно схеме зодиакального человека над внутренними органами тела, которые он контролирует.
В тексте трактата каждая черта в изображении Солнца (красивое лицо, белая одежда, цветочки, золотые украшения, костер, в котором стоит фигура, и,наконец, льдинки) истолкована в категориях христианской морали. Например, огонь означает божественную любовь (caritas, id est, ille divinus ignis). Поэтому солнечное и лунное затмение являет собой грехопадение.



Юпитер.

Юпитер в виде голубоглазого молодого человека в красной мантии с изображениями орлов (которые, объясняет автор трактата, в поэтической традиции являются оруженосцами бога Юпитера - как всякий правитель, тот привык окружать себя оруженосцами) и золотой звездой на груди. Левой рукой он подносит ко рту золотой рог, в правой - золотая чаша (символы благополучия). Юпитер стоит на нижних ветвях растения с золотым корнем, под ногами Рыбы - его астрологический дом. Левая нога над коленом пробита стрелой - намек на знак Стрельца (второй дом Юпитера). Оба знака (Рыбы и Стрелец) расположены по схеме зодиакального человека в тех местах, которые они контролируют.
Юпитер, по словам автора трактата, означает любовь и дружбу (caritas et amicicia).



Сатурн.

Сатурн в зеленой шапке, с зазубренным серпом в левой руке и с двумя детьми на правой руке, один ребенок одет, другой обнаженный. Сатурн пожирает одного из них. Нагота Сатурна - признак бедности. На груди золотая звезда. Между ногами Сатурна знаки Козерога и Водолея (опрокинутый золотой сосуд) - его астрологические дома.
Сатурн в тексте трактата связан с мудростью (prudencia).



Марс.

Марс с бородой в рыцарских доспехах и красной куртке, левая рука приложена ко лбу, в правой поднятый меч. Справа внизу фигурки семи детей, некоторые ранены, другие мертвы. На голове Овен, а внизу живота - Скорпион (астрологические дома Марса). На груди золотая звезда. На картинке видны традиционные характеристики планеты - связь с огнем, кровью и кровообращением (отсюда красный цвет), железом. Автор трактата, однако, приводит и весьма специфические черты и атрибуты Марса: дрожащий меч (gladium vibrans), семь заколотых детей, боль в голове, приложенная к голове рука, свирепое и угрюмое лицо. Их истолкование: умерщвление семи детей означает победу добродетелей над семью смертными грехами, каковые суть отпрыски неведения. Головная боль - это добродетель, ведь "добродетель совершенствуется в болезни" (in infirmitate virtus perficitur).
Марс означает храбрость (fortitudo).



Меркурий.

Меркурий - молодой человек с кошельком в левой руке (связь с торговлей). Вокруг головы венок из облаков, слева освещенных Солнцем, справа темных, на фоне звездного неба. На плечах Близнецы, сцепившие руки и с интересом вглядывающиеся в его лицо, над золотым поясом голова Девы (астрологические дома над соответствующими частями тела). В тексте автор описывает голову Меркурия, окруженную туманом, спокойное лицо, одежду зеленого цвета (что означает выдержку), кошелек в одной руке и "распределяющий" жест другой руки.
Меркурий означает благоговение (timor).



Венера.

Венера в непривычном облике бородатого мужчины. В тексте оговорка: хотя Венера здесь в мужском облике, все же в поэтической традиции это женщина и богиня любви. Венера представлена как король с золотой короной на голове, в белой мантии (белый цвет, как сказано в тексте, означает чистоту ума), сверху донизу покрытой языками пламени (означающими отвагу). В руках у Венеры фонарь и перевернутый золотой сосуд. Рот венеры словно замкнут обнаженным мечом (означающим закон). На плечах Телец, на животе Весы (астрологические дома Венеры). На груди золотая звезда на фоне темных облаков.
В тексте Венера связана с отвагой (auducia).

Вот такие вот веселые астрологические средневековые картинки)))

Примечательно, что обе женские планеты - Луна и Венера - в данном случае выступают в мужских обличьях. То ли это связано с априорной греховностью всего, что связано с женщинами, то ли с преславутым гендерным шовинизмом, то ли средневековый автор просто дал какой-нибудь обет на тему межполовых связей - сие неведомо. Но бородатую Венеру мы с вами не так давно где-то видели, правда же?)))

Ну и обратите внимание на связь вредителей, Марса и Сатурна, с нашумевшей не так давно детской темой...

Страдающая Средневековьем и всякой фигней astrochuchundra

библиотека астролога, история астрологии, традиционная астрология, астрология, типа рецензия

Previous post Next post
Up