Сегодня в семинарской группе обсуждали архетип страдания - с привлечением Бхагават-Гиты и палийского канона. И пришли к довольно интересным выводам.
В соответствии с буддистским учением все есть страдание, причина страданий лежит в привязанности, от страдания можно избавиться, существует путь, пойдя по которому, можно от него освободиться. Привязанность (дукха) при этом определяется как сумма страстей, желаний, и установок, питаемых человеком по отношению к окружающему миру.
Существует иллюзия по поводу того, что раз корень всех зол - то, что в европейской парадигме принято называть Эго, то надо быстренько избавиться от Эго, и все будет зашибись. Я не хочу новую работу, я не нуждаюсь в отношениях, я считаю, что деньги - это зло - следовательно, я молодец, я от всего избавился.
Между тем, психотерапия в российской полосе - это, как правило, эго-укрепляющая терапия. И, казалось бы, здесь возникает противоречие между целью буддистской практики и целью психотерапии.
На самом деле никакого противоречия здесь нет :)
Для того, чтобы с чем-то разотождествиться, нужно сперва понять, с чем разождествляться. Для того, чтобы понять, что ты - это не твоё Эго, надо понять, _что_ есть твоё Эго :) И психотерапия посредством выяснения того, где и как я страдаю, отчего и для чего я страдаю, как раз и позволяет определить ту отправную точку, с которой и начинается самотрансценденция.
Потому что я - это _не только_ тот, кто страдает. Но для того, чтобы понять, _что_ я есть ещё - нужно два этих "Я" определить и идентифицировать.
Сейчас мы постепенно догоняем Европу. В психотерапии начали появляться случаи детей из благополучных семей, у которых бы, казалось бы, всё есть, но нет чего-то самого важного. Возможно, речь идёт как раз о том самом страдании. Если понимать под страданием способность к крайнему напряжению сил (этимологически здесь подходит слово "страда"), то, возможно, речь идет о потребности в обретении таким образом контакта с самим собой.
Ведь истинный я - я, имеющий доступ ко всему спектру чувств. Среди которых не только радость, удовольствие, эйфория, но и грусть, боль, тоска, разочарование. Потому что жизнь - она про оба конца спектра.
И пребывание в каждом из этих полюсов - это бесценный опыт. Я часто говорю своим клиентам о том, что прохождение сквозь те адовы круги, которые были - оно ценно, потому, что дает стереоскопическое зрение. И глубину, которая всегда останется с ними. Ведь тот же Будда изведал и наслаждения, и страдания.
А он был самым обычным человеком.