Про пирамиды и Персефону

Sep 13, 2014 00:14




Наверное, все помнят миф о Персефоне в изложении Павсания. Жила-была  Персефона, резвилась на лугу, и тут  прибежал Аид, соблазнил ее нарциссами, похитил, мама-Деметра расстроилась, земля разделила ее скорбь и перестала приносить плоды, но в итоге Деметра уговорила Зевса смилостивиться, и все  договорились, что полгода Персефона проводит в  подземном царстве с мужем, полгода - с мамой.
Каким образом может преломляться в душе миф о несчастной изнасилованной Персефоне?
Этот миф всегда иллюстрирует ситуацию, когда  душа раскалывается на две части. Когда одна часть  очень сурова, и она постоянно твердит, как  надсмотрщик в Древнем Египте: "Вставай, иди  строй пирамиды!11" А у второй обычно отнимают  право голоса, и на ее личные потребности кладут с  прибором. Потому что иначе "так и до демократии  можно додуматься" (с)
Основание для этого простое - я достоин, приемлем, хорош лишь тогда, когда я строю пирамиды и выпрыгиваю из штанов. Какое-то иное состояние (помимо строяка) чревато тем, что я сразу же  начинаю в страхе сомневаться на тему того, а не  превращаюсь ли я в ленивое кю.

Другое дело, что эта часть, которой важно строить  пирамиды - ненасытная. И даже если построить три  пирамиды и защитить три докторских диссертации -  ей все мало. Потому что здесь история как в анекдоте про прапора, который заставил рядового  подметать плац ломом: "Моя цель не в том, чтобы  ты подмел, моя цель в том, чтобы ты заебался".  Иными словами, если диссертации не три, а две с  половиной (ну или если пирамиды какие-то  недостаточно ровные), на этом месте порой  возникает обжигающий стыд.
Я бы сравнила его со стыдом, какие испытывают многие жертвы насилия. На этом же месте зачастую высвечивается проблема с вербализацией желаний.  Потому что за любые высказывания внутренняя Персефона получает кнутом от надсмотрщика.
Часто такая ситуация описывается фразой: "Надо  бы что-то делать... а я не могу". Потому что в  данном случае вступает в силу пассивное  сопротивление уязвленной части (единственное  оружие, которое у нее остается), и на это пассивное  сопротивление уязвленная часть бросает весь свой  ресурс.
Что со всем этим делать? Наверное, признать то,  что строительство пирамид, позиционируемое как движение к совершенству - в действительности является насилием для внутренней Персефоны. И что очень важно вернуть ее из царства мрака - в реальный мир.
Previous post Next post
Up