Наверное, все помнят миф о Персефоне в изложении Павсания. Жила-была Персефона, резвилась на лугу, и тут прибежал Аид, соблазнил ее нарциссами, похитил, мама-Деметра расстроилась, земля разделила ее скорбь и перестала приносить плоды, но в итоге Деметра уговорила Зевса смилостивиться, и все договорились, что полгода Персефона проводит в подземном царстве с мужем, полгода - с мамой.
Каким образом может преломляться в душе миф о несчастной изнасилованной Персефоне?
Этот миф всегда иллюстрирует ситуацию, когда душа раскалывается на две части. Когда одна часть очень сурова, и она постоянно твердит, как надсмотрщик в Древнем Египте: "Вставай, иди строй пирамиды!11" А у второй обычно отнимают право голоса, и на ее личные потребности кладут с прибором. Потому что иначе "так и до демократии можно додуматься" (с)
Основание для этого простое - я достоин, приемлем, хорош лишь тогда, когда я строю пирамиды и выпрыгиваю из штанов. Какое-то иное состояние (помимо строяка) чревато тем, что я сразу же начинаю в страхе сомневаться на тему того, а не превращаюсь ли я в ленивое кю.
Другое дело, что эта часть, которой важно строить пирамиды - ненасытная. И даже если построить три пирамиды и защитить три докторских диссертации - ей все мало. Потому что здесь история как в анекдоте про прапора, который заставил рядового подметать плац ломом: "Моя цель не в том, чтобы ты подмел, моя цель в том, чтобы ты заебался". Иными словами, если диссертации не три, а две с половиной (ну или если пирамиды какие-то недостаточно ровные), на этом месте порой возникает обжигающий стыд.
Я бы сравнила его со стыдом, какие испытывают многие жертвы насилия. На этом же месте зачастую высвечивается проблема с вербализацией желаний. Потому что за любые высказывания внутренняя Персефона получает кнутом от надсмотрщика.
Часто такая ситуация описывается фразой: "Надо бы что-то делать... а я не могу". Потому что в данном случае вступает в силу пассивное сопротивление уязвленной части (единственное оружие, которое у нее остается), и на это пассивное сопротивление уязвленная часть бросает весь свой ресурс.
Что со всем этим делать? Наверное, признать то, что строительство пирамид, позиционируемое как движение к совершенству - в действительности является насилием для внутренней Персефоны. И что очень важно вернуть ее из царства мрака - в реальный мир.