Nov 28, 2009 16:40
Самуил Георг Гмелин
САМУИЛА ГЕОРГА ГМЕЛИНА, ДОКТОРА ВРАЧЕБНЫХ НАУК, ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ЛОНДОНСКОГО, ГАРЛЕМСКОГО И ВОЛЬНОГО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ЧЛЕНА
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ
ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕХ ЦАРСТВ ПРИРОДЫ
RЕISE DURCH RUSSLAND ZUR UNTERSUCHUNG DER DREI NATURREICHE
Часть вторая. Путешествие из Черкасска до Астрахани и пребывание в сем городе: с начала августа 1769 по пятое июня 1770 года.
ОПИСАНИЕ АСТРАХАНСКОГО РЫБОЛОВСТВА
Все рыбы, в Астрахани находящиеся, попросту говоря, разделить можно на три класса. Первые два класса принадлежат к большему, а третий к малому рыболовству. Первый класс содержит в себе красную рыбу, второй по чрезвычайно знатному ее множеству частиковую, а третий самую худшую, мелочною называемую. Красной рыбой называются белуги, осетры, шипы, севрюги, стерляди и густеры; под вторым классом разумеются сазаны, сомы, белая рыбица, лососи, берши, щуки и судаки, а третий класс составляют великое множество малых чешуйчатых рыб.
Орудия, посредством которых в Астрахани рыбу ловят, удобно разделить можно на три класса: то есть, рыбные перегородки, крючки и сети. Рыбные перегородки суть также двоякого рода. Они называются или забойками или перебойками и коловами. Забойка делается таким образом: сперва поперек реки перебивают толстые сваи, расстоянием одну от другой на поларшина. В том месте, где вода быстрое имеет течение, в извилистом положении, а где тихое по прямой линии. Если сваи готовы будут, то ставят против течения реки также из толстых почти наподобие сердца между собою соединенных свай состоящие избы, посредине которых делаются различные проходы, кои отстоят друг от друга на три сажени, и промежутки их рыбаки полями называют, коих столбы наконец при входе в отверстие гораздо слабее вколачиваются, чтоб, если большая рыба приблизится к своей погибели, они величине ее место давать могли. Устье сих изб бывает величиной в два локтя, а находящийся при углах проход едва ль будет в полтора. Во всей окружности такой избы бывает около шести сажен, напротив того, число их по различию величины рек различно.
Бывает их по тринадцати, одиннадцати и десяти. Средняя из них называется матерою, потому что в нее полное течение воды прямо входит, то и попадают в нее обыкновенно матерые белуги.
Сию забойку два раза в году, то есть, весной и осенью, а иногда также и по стечении полой воды, починивать должно. Причем, наипаче водолазы употребляются, коих на каждом учуге содержится по два. Сии люди опускаются в глубину воды и осматривают там подробно все части забойки. Они стараются осматривать состояние свай, и если испорченную или поврежденную найдут, то такую вон вытаскивают и объявляют об обстоятельстве находящимся на лодке и при осмотре бывающему приказчику. Если поврежденная опять вставлена будет, то водолазы снова таким же образом перегородку осматривают, и чтоб никакой ошибки произойти не могло, то другой водолаз, с чужого учуга, о предложении своего товарища судит, и если оно основательно, свидетельством утверждается и не принято бывает, если найдется ложным. Должность водолазов особливо требует смотреть, хорошо ли до дна достают перегородки; в противном же случае обязаны они пустые места заваливать землею, наполненными мешками, немцами называемыми.
Они прежде, нежели приступят к оной, выпивают по стакану водки, около четырех унций, потом входят в весьма горячую баню, при самой перегородке находящуюся, и бывают в оной по получаса, потом одеваются шубою, входят в назначенную для них лодку, раздеваются на том месте, где осмотр уже был делан, ограждают чело крестом трижды и, наконец, мало-помалу опускаются в воду до дна. В сем состоянии опускаются они то вверх, то вниз, чтоб о состоянии перегородки получить совершенное сведение, по тех пор, пока наконец необходимо для принятия воздуха наверх подняться должны будут, где они потом высовывают свои головы для принятия в себя жизненного бальзама и по сем прохлаждении опять в глубину опускаются, и сие повторяют по тех пор, пока все тело околеет и дрожать начнут. Потом поспешают опять в баню, пьют в другой раз водку, входят опять в воду и повторяют перемены стужи и теплоты по тех пор, пока, наконец, кровь из носу и из ушей пойдет, и они почти бездушны в следующую за ними беспрестанно лодку броситься должны. Самый сильный водолаз за один раз не может быть в воде более семи минут и не может вытерпеть в день более пяти раз тех перемен, кои жаркая баня, холодная вода и недостаток воздуха влекут с собою. Однако, он, как слабейший человек, в рассуждении здоровья очень много зла претерпевает. Во все сие время ежедневно водолаз подвержен бывает следствиям превеличайшей глухоты. По крайней мере, ни один не достигает до той цели жития, которую природа людям положила. Ни один не бывает в состоянии более десяти лет отправлять сего ремесла. Многие после трех и четырех лет умирают, получают водяную болезнь и лом в костях.
Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV-XVIII вв. Сталинград. Краевое книгоиздательство. 1936
краеведение,
Астрахань,
история,
Самуил Георг Гмелин