Долги наша

Mar 11, 2013 20:59

Соотношение долга перед федеральным бюджетом и ВРП в Астраханской области вызывает у экспертов некоторые опасения: долг составляет 73% от налоговых и неналоговых поступлений в казну.

Конечно, достижение таких экстремальных значений не означает неплатёжеспособности региона. Во-первых, сроки погашения долгов разнесены на несколько лет. Во-вторых, значительная часть задолженности представляет собой кредиты российского Министерства финансов, которое, несмотря на жёсткую риторику, вынуждено идти навстречу регионам, оказавшимся в сложном финансовом положении. В-третьих, фактическое отношение задолженности к доходам региональных бюджетов несколько ниже за счёт трансфертов из Москвы, которые в наших расчётах не учитывались.
Тем не менее, ситуация достаточно напряжённая, поскольку не все перечисления из федерального бюджета можно направлять на погашение региональных долгов. Например, субвенции и субсидии имеют строго целевую направленность, определяемую федеральными властями. Кроме того, в отличие от собственных налоговых и неналоговых доходов бюджетов, ежегодный размер помощи из федерального центра носит непредсказуемый характер и в последние годы сокращается.
Для нашего региона есть ещё одна. В соответствии с Бюджетным кодексом с 1 января 2017 года размер долга регионального или муниципального бюджета не может превышать 100% его собственных доходов. На 1 января 2012 года областной долг Астраханской области равен 99% её налоговых и неналоговых доходов.
То есть через пять лет в нашем регионе финансировать дефицит бюджета за счёт заимствований смогут только муниципалитеты. Бюджеты региона вынужден будет одалживать деньги только для рефинансирования старых долгов.
В том же Бюджетном кодексе содержится и более серьёзная норма для бюджетов, в которых межбюджетные трансферты составляют более 60% собственных доходов (70% в муниципальных бюджетах). Для них потолок долга с начала 2017 года ограничен 50% налоговых и неналоговых поступлений. Таким образом, наша область пять лет может довольно жёстко ограничена в своей долговой и в целом бюджетной политике. Правда, в течение 2012 года наша область снизила размер своего долга, поэтому соотношение к началу 2013 года несколько улучшилось.
Поэтому в ближайшие годы наша область, вероятно, будет вынуждена продолжать сокращение объёма собственных долговых обязательств, что означает довольно жёсткую политику бюджетной экономии, и связанные с ней риски реализации на территории региона инвестиционных проектов, предполагающих льготы или финансирование со стороны регионального и муниципальных бюджетов, можно оценить как довольно высокие.
Было бы наивно полагать, что российские власти просто будут покрывать недостачу в регионах, находящихся на пороге банкротства, сохраняя незыблемыми все остальные правила игры. По сути, наш регион может оказаться под внешним управлением федерального центра различной степени жёсткости. Спектр возможных вариантов широк - от контроля из Москвы над каждым решением в бюджетной сфере региона до смены руководителей территории и их команды. Собственно, жёсткий сценарий, хотя и с некоторым временным лагом, был реализован в Московской области, которая едва избежала дефолта в 2009 году. Мягкий сценарий возможного развития событий продемонстрировал в прошлом году министр финансов Антон Силуанов. Он заявил о заключении соглашений с пятью российскими регионами, имеющими наибольшую долговую нагрузку, в соответствии с которыми власти этих территорий брали на себя обязательства по сокращению дефицитов своих бюджетов и снижению размера займов в обмен на поддержку со стороны федеральной казны. Сами регионы названы не были, но, по неофициальной информации, в их число входила Астраханская область. Поскольку социальные статьи бюджета секвестируются в последнюю очередь, то обрезанию подвергнутся инвестиционные программы и другие формы поддержки предпринимательства. И это - плохие новости для бизнеса, который реализует проекты в регионах с большими долгами.
Previous post Next post
Up