Астраханский филиал ФГУ «Российский морской регистр судоходства» 1914-2009 г.г.

May 26, 2011 13:46



Астраханский комитет инспекторов страховых обществ был учрежден в 1901 г., во главе с инженером М.Д. Гороховским. Основной целью Комитета было установить благонадежность и классификацию судов при страховании самих судов (т. е. при страховании каско). Первоначально специалистами комитета делались попытки применить для русского речного флота классификацию заграничных Классификационных Обществ, главным образом Бюро Веритас, однако, разнообразие местных типов судов и отличие их от иностранных явилось препятствием к распространению деятельности этих иностранных Обществ в Волго-Каспийском районе. В следствие указанных причин, комитет должен был приняться за самостоятельное классифицирование осматриваемых судов, для чего была необходима расширенная база данных судов российского торгового флота и их технических характеристик. Из трудов Астраханского комитета инспекторов страховых обществ следует отметить разработку проекта Правил постройки деревянных морских судов и мелких мореходных судов (рыбниц). Для достижения поставленных целей Комитетами Страховых Обществ в Астрахани и Нижнем Новгороде за период с 1902 по 1906 г.г. была проведена огромная работа по систематизации типов судов Волго-Каспийского района, зарегистрировано и описано более 21 000 непаровых судов и 1600 пароходов. На основании полученных данных, для разработки классификационной системы, в феврале 1906 года Страховыми Обществами был созван в Нижнем Новгороде съезд, в котором, кроме техников, специалистов по судостроению приняли участие и целый ряд страховых деятелей, близко знакомых с условиями судоходства, представители заводов и многие известные волжские техники, такие как например, В.И. Калашников, И. В. Тюрин и другие.

По результатам съезда в 1906 году была учреждена Техническая Инспекция Страховых Обществ. Техническая Инспекция разработала подробный порядок осмотров судов, разработала ряд формуляров судов, описаний судов, которые должны были заполняться осмотрщиками, и произвела другие необходимые предварительные работы. К работам по новой программе Комитеты приступили в сентябре 1906 года. В отношении классификации судов Техническая Инспекция разработала особую схему, совершенно отличную от используемой ранее классификации деревянных судов, ввела обозначение классов судов цифрами от I до XII, выведенной на основании отдельной оценки по качеству корпуса, машин, котлов и иного оборудования пароходов.

Только когда в распоряжении Технической Инспекции имелось уже более 1100 новых планомерных описаний речных судов разного назначения, с достаточной ясностью был систематизирован опыт лучших судостроителей, обобщена аварийная статистика Страховых Обществ и исследованы причины аварий судов за последние 10лет, Техническая Инспекция приступила в 1911 г. к разработке проекта Правил постройки речных железных судов. Проект был составлен старшим техническим инспектором инженером Л. Г. Коршуном, согласован на совместном совещании техников Страховых Обществ и судостроителей, проведенном в Нижнем Новгороде в ноябре-декабре 1911 г.

На основании результатов данного совещания окончательно были от¬редактированы Правила постройки речных железных судов с альбомом чертежей к ним, которые и были изданы в 1913 году.

Таким образом, к 1913 году классификационное дело в России имело солидную теоретическую и практическую базу для создания первого российского классификационного общества «Русский Регистр».

25-го апреля 1914 года представители Русских Транспортно-Страховых Обществ передали Обществу для классификации морских, речных и озерных судов „Русский Регистр" все имеющиеся у них материалы по осмотру и классификации судов, а также права на пользование Обществом „Русский Регистр" спецификациями, классификационными формулами и обозначениями, указанными в переданных делах, и употребляющимися в классификации судов для определения ставок страховых премий.

Деятельность Общества „Русский Регистр" в 1914 году заключалась в продолжении той же работы, которая исполнялась до того времени Комитетами Страховых Обществ, перешедшими в ведение „Русского Регистра" - Нижегородский и Астраханский Комитеты Страховых Обществ и Морское Техническое Бюро в Баку, и кроме того в организационной работе, как по административному устройству Общества, так и по разработке научной технической стороны кораблестроения и классификации судов.

В первую очередь Правление Общества пересмотрело все положения о Комитетах и Бюро, преобразовывая их в местные отделения Общества Русский Регистр и дало инструкции по их деятельности. Астраханский комитет инспекторов страховых обществ был переименован в Астраханское отделение Общества для классификации морских, речных и озерных судов „Русский Регистр", о чем судовладельцы, грузоотправители и иные заинтересованные лица были уведомлены письмом Общества от 01 ноября 1914. Именно с 01 ноября 1914 и начинает свой отсчет история Астраханского филиала ФГУ «Российский морской регистр судоходства».

Располагалось Астраханское отделение общества «Русский Регистр» в здании Астраханской биржи на набережной реки Кутум, в деловом центре старой Астрахани.

В период с 1914 г. по октябрь 1917 г. Астраханское отделение общества «Русский Регистр» успешно осуществляло свою деятельность по классификации судов и плавучих сооружений, составляло списки классифицированных отделением судов, участвовало в разработке правил по постройке и ремонту судов. По требованию правительственных установлений и поручению частных учреждений и лиц Астраханское отделение проводило осмотры, освидетельствования, испытания судов и плавучих сооружений, двигателей, механизмов, котлов, электрических установок, навигационных инструментов и прочего судового оборудования. По состоянию на 01.08.1916 г. коллектив Астраханское отделения общества «Русский Регистр» состоял из 5 человек: М.Д. Проховский - управляющий, эксперты - П.П. Иванов, Н.И. Подгорнов, Н.В. Бальзаминов, О.П. Нестеров., это были высококлассные специалисты, имевшие за плечами серьезный опыт работы по классификации и осмотру судов в Комитетах страховых обществ. Непосредственно при участии этих людей были разработаны и составлены следующие правила и технические условия Общества «Русский Регистр»: «Правила постройки волжских баржей», «Правила о грузовой марке», «Технические условия испытания и приемки судостроительных материалов», «Правила постройки морских стальных судов», «Список судов».

Таким образом, к осени 1917 г. в Российской империи имелись крупные судоходные компании и товарищества, торговые дома и учреждения, функционирующие в сфере судоходства, а также действующее отечественное классификационное общество «Русский Регистр». 25 октября 1917 г. в Российской империи произошла Октябрьская революция, а следом и Гражданская война, по результатам которых русский торговый флот оказался в плачевном состоянии, из 947 судов, находящихся до революции в собственности акционерных предприятий, судоходных компаний и частных лиц, 60 судов оказались погибшими, 300 уведенными эмигрантами за границу, большая часть оставшихся на плаву судов находилась в плохом техническом состоянии. За период с октября 1917 г и до апреля 1918 г. не сохранилось никаких данных о деятельности Общества «Русский Регистр» в целом и Астраханского отделения в частности, также не имеется фактов о ликвидации Общества либо о его реорганизации.

Постановлением Совнаркома РСФСР от 17 апреля 1918 г. Общество «Русский Регистр» передано из ведения бывшего Министерства торговли и промышленности Российской империи в ведение Комиссариата РСФСР по делам страхования. Это был первый акт правительства РСФСР по вопросам надзорной и классификационной деятельности в области судостроения и судоходства.

С образованием 18 мая 1918 года Главного управления водного транспорта РСФСР надзорной деятельностью в сфере судоходства и судостроения стали заниматься учреждения портовых техников и отделы по испытанию паровых судовых котлов. Однако уже с апреля 1919 года функции надзора передаются в ведение Народного Комиссариата Труда, для чего в его структуре создается «Инспекция судоустройства», замыкавшаяся на отделе социального обеспечения и охраны труда. 30 декабря 1919 года Инспекция судоустройства была ликвидирована, а надзорная деятельность вновь была передана в ведение Главного управления водного транспорта (за исключением надзора за паровыми котлами.

Из документов 1921 -1923 г.г. следует, что структура органов классификации того времени выглядела следующим образом: были учреждены Отделы технического надзора и классификации судов, далее Отделы делились на Отделения по названию городов - Петроградское, Нижегородское, Астраханское отделения и т.д.

С декабря 1922 года классификация и надзор за морскими судами осуществляется Центральным бюро классификации, регистрации и технического надзора морских судов (ЦБ), которое подчинено Центральному управлению морского транспорта (ЦУМОР), ЦБ также имеет в своей структуре местные бюро - Архангельское, Рыбинское, Астраханское и т.д.

20 июня 1923 года декретом ВЦИК был учрежден Российский Регистр, который состоял из Комитета, Центрального Бюро, и местных бюро технического надзора, классификации и регистрации судов (в том числе и Астраханское бюро Российского Регистра). 2 октября 1923 г. было утверждено «Положение о Российском Регистре», в сущности это был устав организации, где указывались основные направления его деятельности и структура. Следует отметить, что по сравнению с дореволюционным периодом характер работы возрожденного Российского Регистра принципиально изменился, а главное, расширились его функции. Из дореволюционного технического органа коммерческих страховых обществ Российский Регистр превратился в государственный орган технического контроля гражданского флота, его функции стали заключаться в классификации судов и осуществлении надзора за состоянием всех морских речных и озерных судов, плававших под флагом РСФСР.

В связи с образованием в 1923 г. СССР, постановлением ВЦИК от 12 ноября 1923 г. Российский Регистр преобразован из республиканского органа в общесоюзный, а постановлением СНК СССР от 18 ноября 1924 года переименован в Регистр Союза ССР.

Астраханская инспекция Регистра СССР образовалась 15 ноября 1923 года из Астраханского Бюро Российского Регистра. Инспекция располагалась в Астрахани по адресу: угол Братской и Красной набережной дом № 2-22 1-й район. Штат бюро в то время состоял из 16 человек. За время существования инспекция меняла свое название: Нижне-Волжская инспекция Регистра СССР, Астраханская инспекция Морского Регистра СССР, объединенная Астраханская Нижне-Волжская инспекция Морского и Речного Регистра СССР, с 1960 года инспекция входила в состав бассейновой инспекции Каспийско-Волжского и Аральского бассейнов Морского Регистра СССР.

С 1 февраля 1996 года инспекция получила наименование Астраханская инспекция Морского Регистра Судоходства РФ. 26 апреля 1997 года Астраханская инспекция преобразована в Астраханскую инспекцию-филиал государственного учреждения «Российский Морской Регистр Судоходства». Окончательное название «Астраханский филиал федерального государственного учреждения «Российский морской регистр судоходства» было утверждено 26 мая 2005 года.

На сегодняшний день Российский морской регистр судоходства (РС) является международным классификационным обществом, входящим в Международную ассоциацию классификационных обществ (МАКО). Основными целями своей деятельности Российский морской регистр судоходства считает обеспечение безопасности человеческой жизни на море, плавания судов, надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях, предотвращение загрязнения окружающей среды. Для достижения поставленных целей PC разрабатывает и совершенствует свои Правила на основе научных исследований, а также учитывает требования международных конвенций и кодексов. С 1993 года PC поддерживает и совершенствует внутреннюю систему менеджмента качества.

Система менеджмента качества PC сертифицирована Международной ассоциацией классификационных обществ (МАКО), Госстандартом РФ. Высокая квалификация персонала, широкая сеть представительств в России и за рубежом позволяют Регистру быстро и надежно предоставить в любом регионе полный спектр услуг.

Астраханский филиал, как подразделение Российского морского регистра судоходства, осуществляет свою деятельность по рассмотрению технической документации, осуществлению технического наблюдения, сертификации промышленной продукции, освидетельствованию систем управления безопасностью судоходных компаний и судов, сертификационной и классификационной деятельности.

В структуру Астраханского филиала входит три иногородних участка: Волгоградский, Самарский и Махачкалинский, что позволяет филиалу осуществлять свою деятельность в широком географическом пространстве, в регион деятельности филиала входит Астраханская, Волгоградская, Самарская, Воронежская, Белгородская, Курская области, Республики Калмыкия, Северная Осетия и Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан.

Развитие промышленного потенциала Астрахани как признанной на международном уровне Каспийской столицы, определяет основные направления филиала - техническое наблюдение за постройкой судов и морских буровых платформ, а также за судами в эксплуатации.

На данный момент на постоянном учете филиала стоит 271 судно в эксплуатации, ежегодно филиал проводит около 700-800 освидетельствований различных типов судов в эксплуатации. За историю Астраханского филиала под его наблюдением построено 17 буровых установок типа СПБУ и ППБУ, буровые платформы ЛСП-1 и ЛСП-2, уникальные плавкраны грузоподъемностью до 2 500 т., специальные трубоукладчики, более 1000 рыболовных судов различных проектов. Только на Волгоградском судостроительном заводе за последние 30 лет под наблюдением филиала было построено более 100 морских танкеров, 150 траулеров - сейнеров, крановые суда, нефтесборщики, земснаряды, судно-носитель ГВК. Под наблюдением филиала Астраханские и Волгоградские судостроители производят широкий спектр изделий для судов: судовые крышки, двери, брашпили, гребные валы, баллеры и т.д.

В последние годы получила широкое развитие деятельность по техническому наблюдению за безопасностью и охраной окружающей среды, связанная с освоением шельфа Каспийского моря нефтегазовыми компаниями. Под наблюдением Астраханского филиала с 2007 года и по настоящее время в северной части Каспийского шельфа проводится благоустройство нефтяного месторождения им. Ю. Корчагина. Наличие лицензий, сертификатов и аттестатов аккредитации федеральных органов власти говорит о возможности Российского морского регистра судоходства обеспечить полный спектр услуг, связанных с добычей нефти и газа на севере Каспия. В рамках обеспечения всего комплекса безопасности при строительстве объектов обустройства нефтегазовых месторождений в Астраханском филиале Российского морского регистра судоходства в 2007 году внедрен новый вид деятельности - предоставление услуг независимой "третьей стороны" или сертификационного агента.

Подводя итоги 95 летней деятельности Астраханского филиала Российского морского регистра судоходства, можно уверенно сказать, что в 21 век высокоточных наук и технологий филиал вошел подготовленным как с теоретической, так и практической стороны, соответствуя современным тенденциям в мировом судоходстве и судостроении, умея решать сложные технические вопросы оперативно и на соответствующем уровне.

При всем сказанном выше, нельзя не отметить, что главным достоянием Российского морского регистра судоходства всегда были и остаются люди, профессионалы, которые участвовали в становлении классификационного дела в России, передавая накопленные годами опыт и знания следующим поколениям.

http://www.rs-astrakhan.ru/index.php?area=2&p=static&page=history

Астрахань, «Российский морской регистр судоходства»

Previous post Next post
Up