В Российской империи первый трамвай пустили в Киеве в 1892 году.
Астраханский трамвай просуществовал с 24 июня 1900 по 25 июля 2007 г.
В Санкт-Петербурге пошел в 1907 год.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3313/104655033.db/0_b1b97_f18769b5_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5408/104655033.db/0_b1b98_6f3243eb_orig.jpg)
2. Трамвайный вагон МС-4 №2424 готов к отправлению.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3103/104655033.db/0_b1b99_f57b2418_orig.jpg)
3.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/104655033.db/0_b1b9a_dd8269fa_orig.jpg)
4.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5800/104655033.db/0_b1b9b_262ee09f_orig.jpg)
5. Вагон конки (конно-железной дороги). В 1860-е годы на смену омнибусу (общественной карете) пришёл новый вид транспорта - конка. Своим появлением конка обязана железным дорогам, строительство которых к тому времени широко развернулось в России.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4610/104655033.db/0_b1b9c_ab58da50_orig.jpg)
6. Трамвайный вагон МСО-4
Первый трамвай типа МС вышел из ворот завода «Красный путиловец» в 1927 году. Его название расшифровывается как «моторный стальной». В 1920-е годы большинство трамвайных вагонов в Ленинграде были с деревянным каркасом кузова. «Эм-эсы» открыли же новую эру - эру трамваев стальных. Впоследствии все трамваи Ленинграда строились с учётом этого опыта.
В годы военной блокады города поезда из вагонов МС и ПС несколько сменили профессию. Им приходилось ещё и перевозить войска на фронт. А когда после четырёхмесячного перерыва в осаждённом городе возобновилось трамвайное движение, то первыми на линию вышли вагоны этого типа. Они были легче других, и изнемождённые люди при необходимости могли вытолкнуть поезд за пределы обесточенного участка.
Этим трамваям была уготована долгая жизнь. «Эм-эски» до конца шестидесятых обслуживали пассажиров, а затем были переоборудованы в служебные вагоны.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2713/104655033.db/0_b1b9d_9e0d5a99_orig.jpg)
7.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6843/104655033.db/0_b1b9e_10c3115f_orig.jpg)
8. Трамвайный поезд ЛМ-47 №3521 («Слон») образца 1947 года. Выпускались Ленинградским вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) с 1948 по 1949 гг.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4707/104655033.db/0_b1b9f_9e5d4588_orig.jpg)
9. ЛМ-47 вид изнутри.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2814/104655033.db/0_b1ba0_5c0a0553_orig.jpg)
10. Трамвайный поезд ЛМ-49 «Ленинградский Моторный» №3691 («Слон») образца 1949 года. Выпускался 1949-1960 г.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2814/104655033.db/0_b1ba1_c92e5860_orig.jpg)
11. Трамвай ЛМ-57 №5148 («Стиляга»)
Трамвайные вагоны ЛМ-57 выпускались Ленинградским вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) с 1957 по 1969 год и эксплуатировались до 1986 года. Эти трамваи никогда не ходили в составе поездов. Только одиночками.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5605/104655033.db/0_b1ba2_cd0dca91_orig.jpg)
12. Трамвайный поезд ЛМ-33 №4275 («Американка») - советский четырёхосный трамвай, выпускавшийся Ленинградским вагоноремонтным заводом с 1933 по 1939 годы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6842/104655033.db/0_b1ba3_2e7ccc8_orig.jpg)
13.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4707/104655033.db/0_b1ba4_fd23a9_orig.jpg)
14. Трамвай ЛМ-68 №6249 («Аквариум»), трамвайные вагоны ЛМ-68 выпускались Ленинградским вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) в 1968-1975 годы и эксплуатировались до 1988 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3302/104655033.db/0_b1ba5_851650f9_orig.jpg)
15. Троллейбус МТБ-82Д №226, советский высокопольный троллейбус средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1946 по 1961 год.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3407/104655033.db/0_b1ba6_8d24bc7e_orig.jpg)
16.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3012/104655033.db/0_b1ba7_80d98636_orig.jpg)
17. Троллейбус ЯТБ-1 №44, советский высокопольный троллейбус для внутригородских пассажирских перевозок производства Ярославского автомобильного завода. Аббревиатура «ЯТБ-1» означает «ярославский троллейбус, первая модель». Выпускался 1936-1937 г.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3302/104655033.db/0_b1ba8_40513ac2_orig.jpg)
18. Автобус ЛАЗ-695Н "Наташка" советский и украинский городской автобус среднего класса Львовского автобусного завода. Выпускался 1956-2006 гг.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/28/104655033.db/0_b1ba9_b88ad8b3_orig.jpg)
19.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3002/104655033.db/0_b1bab_e797ec42_orig.jpg)
20.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2814/104655033.db/0_b1bac_301a48_orig.jpg)
21.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/104655033.db/0_b1bad_8039fdd6_orig.jpg)
22. Трамвайный поезд МС-4 выпускалися в 1932-1933 гг.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/104655033.db/0_b1bae_c1dfc69a_orig.jpg)
23.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4707/104655033.db/0_b1baf_7be10c38_orig.jpg)
24. Трамвайный вагон МС-4 №2424
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3302/104655033.db/0_b1bb0_83a8125e_orig.jpg)
25.
Click to view