24 июня 1903 года саратовская мещанка Анна Петровна Бочкарева берет свидетельство на открытие фотографии. Она снимает ателье на Кутуме у Сапожниковского моста в доме Козлова. Дело хорошо отлажено прежним владельцем, поэтому включиться в творческий процесс было несложно. В «Астраханском вестнике» от 10 августа 1903 года появляется объявление: «Художественное и быстрое исполнение всех фотографических работ: портретов, групп и увеличений на невыцветающей роскошной белой глянцевой бумаге, а также платиноматовые снимки и миниатюрные марки с портретами. Имеются в продаже виды г. Астрахани».
Меньше чем через год новое интересное предложение от ателье Бочкаревой: «Изготовляются семиэмалированные, в изящной оправе броши, запонки, брелоки и проч. с фотографическими портретами. Исполнение через 3 дня. Броши, запонки от 3 руб. Изящные подарки к празднику».
2. Портрет М.А. Селиверстова. 1.7.1904
Своим ателье А.П. Бочкарева владела один год, фотографии печатались на фирменном бланке. В музее хранятся три фотографии из ее ателье - два портрета и групповое изображение семьи Меликовых. На фотографии изображены Осанна Мелькумовна и Степан Моисеевич с дочерью и сыновьями Дмитрием (слева) и Арменаком. Осанна Мелькумовна (в девичестве Мелькумова) поддерживала дружеские отношения с семьей Чернышевских в Астрахани, переписывалась с Ольгой Сократовной, гостила у Чернышевских в Саратове в 1916 году.
3. А.П. Бочкарева. Портрет семьи Меликовых. 1903
5 августа 1904 года А.П. Бочкарева обращается к губернатору с прошением: «Желая передать фотографию свою, находящуюся в г. Астрахани в третьем участке по набережной реки Кутума в доме Козлова, мужу своему имущественно в полное владение, просим переменить свидетельство моего получения из канцелярии Вашего Превосходительства от 24 июня 1903 года № 2728 на имя моего мужа Ивана Митрофановича Бочкарева со возвратом моего при получении мужем оного свидетельства. Жена саратовского мещанина Анна Бочкарева. Саратовский мещанин Иван Митрофанович Бочкарев. 5.8.1904 года».
4. Портрет А.М. Широковой. 1907
Как и полагается в таких случаях, Иван Митрофанович был проверен в полиции, крамолы не нашли, полицмейстер секретно доложил: «Саратовский мещанин Иван Митрофанович Бочкарев поведения, нравственных качеств хороших, под судом и следствием не состоял и не состоит, в Астрахани проживает шесть лет, в Пермской губернии Нижнетагильском заводе три года, остальное время жил на родине». В результате владельцем фотографического заведения стал тридцатидвухлетний И.М. Бочкарев.
5. Портрет А. Софийской. 1907
Косвенным подтверждением перехода фотографии из рук в руки, от мужа к жене, служит сохранившаяся у нас серия фотографий астраханской семьи Широковых. Импозантный молодой человек в шляпе со шнурком фотографируется у А.П. Бочкаревой и дарит невесте фото с надписью: «На память Е.И. Широковой 1904 года июля 1 будучи женихом. Михаил Алексеевич Селиверстов». На следующих трех снимках предстает милая Екатерина Ивановна. Снимки сделаны уже в ателье Ивана Митрофановича, собственных паспарту он еще не успел заказать, поэтому на чистой оборотной стороне стоит знак-виньетка: «Фотография И.М. Бочкарева». 17 сентября 1904 года молодожены фотографируются у Бочкарева в роскошном павильоне, их чувства выдает только надпись на фото: «В год свадьбы, которая была июля 26 1904 года. Михаил Алексеевич Селиверстов 27 лет, Екатерина Ивановна, урожденная Широкова-Селиверстова, 19 лет». Фото напечатано на фирменном паспарту И.М. Бочкарева.
6. Портрет В. Гребенщикова. 1906
И.М. Бочкарев успешно занимался фотографической деятельностью. Ателье было оборудовано новейшими аппаратами, в павильоне использовалось много различных фонов и мебели. Помимо разнообразных фотографий производилось увеличение портретов светописью, карандашом и в красках и всякие модные новинки - фото-эмаль: булавки, броши, брелоки в оправах золотом, серебром и «французским золотом».
7.
В музее хранится свыше ста фотографий ателье И.М. Бочкарева, все они напечатаны на фирменных бланках, коих за годы работы набралось не менее девяти. Паспарту Бочкарев заказывал в литографиях И. Покорного в Москве и Либаве. Сохранился «этикет» («фартук») - лист прозрачной бумаги с рекламой ателье И.М. Бочкарева для защиты фотографии от выцветания и загрязнения.
8. Портрет Е.И. и М.А. Селиверстовых 17.9.1904
В фондах много портретов, семейных и свадебных фотографий. Портреты астраханцев Марии Александровны Широковой, Антонины Софийской, Виктора Гребенщикова, Леонида Никифорова украшают музейную коллекцию. Среди групповых семейных фотографий выделяются изображения мужа и жены Протасовых, бабушки с внуками, многие другие безымянные, но чрезвычайно выразительные снимки. Необычна фотография, на которой изображены участники домашнего театра или создатели фотообраза «Живые картинки». Увлеченные театром молодые люди в сценических костюмах позируют на фоне декораций.
9. Портрет Е.Н. и Н.А. Протасовых. 1909
И.М. Бочкарев делает серию снимков городских каналов. Среди них - вид на Благовещенский монастырь с Кутума и вид на армянский собор Во имя святых Петра и Павла с Варвациевского канала.
10. И.М. Бочкарев. Вид с Волги на северную часть Астрахани. 1910
Вслед за В.А. Сергеевым И.М. Бочкарев начинает выпуск открытых писем с видами Астрахани. Работает так успешно, что затмевает своего предшественника. Причем, в отличие от многих издателей, Бочкарев печатает открытки со своих собственных фотографий. Открытки выпускаются большими тиражами типографским способом (фототипия). В музее находятся две фотографии, служившие заготовками для изготовления таких открыток, одна из них - «Вид с Волги на северную часть Астрахани». Также издается большое количество малотиражных фотооткрыток с изображением видов города, сада «Аркадия», красочных восточных базаров. В музее хранится большая часть творческого наследия мастера.
11. И.М. Бочкарев. Портрет Л.И. Никифорова. 1910
И.М. Бочкарев фотографирует окрестные приволжские села. Он посещает и снимает киргизские аулы и калмыцкие кочевья. Но особая любовь - съемка на рыбных промыслах. У Бочкарева выходит большая серия, посвященная этой теме. В объективе буквально все -добыча, посол, мойка рыбы, укладка и прессовка на промысле, типы работниц-резалок и промысловых рабочих. Фотограф спускается в промысловый ледник, где солится рыба, и запечатлевает его. Красочны виды с вешалами для просушки рыбы.
12. И.М. Бочкарев. Г.А. Ларина. 1910
В память о пребывании Александра II в 1871 году на рыбном промысле Сапожникова Бочкарев издал две открытки, на которых изображено деревянное здание, стоящее на бугре, рядом надпись: «Исторический дом на старинном Житнинском промысле, где останавливался и смотрел на рыбную ловлю и на море император Александр II».
13. И.М. Бочкарев. Фруктовый сад около Астрахани. Фрагмент открытки. 1910-е годы.
И наконец Бочкарев совершает путешествие по Волге - от 12-футового рейда на Каспийском море вверх по великой реке.
14. "Этикет" к фотографии ателье И.М. Бочкарева
Отдельная серия открыток, а их более тридцати штук, посвящена лечению и отдыху на курорте Тинаки.
Не обошел вниманием мастер и фотографическую тему. На открытке «Фруктовый сад около Астрахани» можно видеть интересную сюжетную сценку: на дороге среди деревьев изображен фотограф в окружении группы людей. Не сам ли это Иван Митрофанович среди домочадцев?
Продажа открыток производится в фотографии И.М. Бочкарева, в магазинах Бочковского, Бирюкова и Моженова.
15. И.М. Бочкарев. Портрет П.Н. Богданова. 27.4.1912
В начале XX века ателье И.М. Бочкарева считается одним из лучших в городе. Работы фотографа экспонируются на нескольких международных выставках, на двух получают награды. За свои художественные снимки И.М. Бочкарев удостаивается высшей награды - Почетного креста и золотой медали в Антверпене в 1906 году и серебряной медали в Брюсселе в 1905 году.
16. Фотоателье И.М. Бочкарева. И.М. Бочкарев в мастерской. 1910
В 1909 году И.М. Бочкарев переводит свое ателье из дома Макарова на Кутуме (б. дом Козлова) в самый центр города, в бывшую «Центральную фотографию» А.Д. Роговенко на улице Ахматовской, в дом Маркова, рядом с Гостино-Николаевской церковью. По этому адресу ателье работает два года, затем становится отделением новой фотографии Бочкарева. В музее от этого периода сохранилось десять снимков.
17. Семья Бочкаревых на даче. 1910
15 августа 1911 года фотоателье И.М. Бочкарева переводится во вновь построенный «в модном стиле специально для фотографии» собственный деревянный дом на Католической (Бабушкина) улице против бани Чернова. На первом этаже разместились приемная комната, зал, кабинет, столовая, спальня, большая стеклянная веранда. Здесь жили фотограф с женой. На втором этаже «для снимания строится стеклянный американский павильон». Рядом располагаются еще три комнаты, где живут и работают три фотографа и ретушер. Во дворе находятся два деревянных флигеля, одноэтажный и двухэтажный, и каретник. У Ивана Митрофановича появляется свой выезд. Сбылась давняя мечта - собственный дом, прекрасно оборудованное фотографическое ателье и художественная мастерская. С 1912 года официальный адрес фотоателье: «Улица Католическая, собственный дом».
18.
Начинается самый плодотворный и самый драматичный период в жизни фотографа. Среди работ этого времени выделяются портреты Петра Никоноровича Богданова, астраханского мещанского старосты, и Григория Александровича Ларина, управляющего аптечной управы, бывшего переписчика у Н.Г. Чернышевского. Фотографируется у Бочкарева Михаил Аладьин, будущий командир Красной армии, именем которого будет названа одна из улиц в центре города, а пока в зимнем пальто и кубанке он уютно расположился на фоне зимнего пейзажа.
19. И.М. Бочкарев. Военный лазарет в здании клуба Общественное собрание. 1914-1916
И.М. Бочкарев запечатлел многие важные исторические события, происходившие на астраханской земле. Среди них - пребывание Великих княгинь Марии Александровны и Марии Павловны в июне 1913 года в Астраханской губернии. В книгу вошла одна из этих фотографий.
20. И.М. Бочкарев. Собрание Георгиевских кавалеров. 7.10.1916
И.М. Бочкарев фотографирует военный лазарет, который в годы первой мировой войны размещался в здании клуба Общественного собрания (здание находилось напротив Пречистенской колокольни кремля, сгорело во время боев в январе 1918 года). Вот в таких неприспособленных лечебных учреждениях стараниями медицинского персонала излечивались раненые солдаты и офицеры. 7 октября 1916 года Бочкарев снимает собрание Георгиевских кавалеров в зале дома городских учреждений и печатает его на открыточном бланке.
21. И.М. Бочкарев. Семейный портрет. 1912
В 1916 году Бочкарева приглашают провести съемку беженцев из Туркестана. Рождается серия из двенадцати отдельных снимков, на которых запечатлены перевозка и обустройство беженцев.
В 1918 году фотограф снимает санитарный отряд и похороны Сергея Павловича Бурова, командира особого экспедиционного отряда.
22. И.М. Бочкарев. Участники домашнего театра. 1910
Иван Митрофанович был творчески одаренным человеком - он занимался не только фотографией, но и был хорошим живописцем, неоднократно принимал участие в художественных выставках. На протяжении многих лет являлся членом астраханского художественного кружка, основателем которого был Павел Алексеевич Власов, учитель знаменитого художника Бориса Михайловича Кустодиева. На широко известной групповой фотографии астраханских художников 1915 года И.М. Бочкарев изображен вместе со своим учителем и коллегами-живописцами.
23.
Об Иване Митрофановиче нам известно намного больше, чем о других фотографах. Прежде всего это касается его личной жизни. Вторым браком он был женат на дочери известного астраханского общественного деятеля и предпринимателя Степана Леонтьевича Николаева - Екатерине. Это именно с ней изображен Иван Митрофанович в интерьере своего ателье, молодой, красивый и счастливый.
24. И.М. Бочкарев. Портрет девушки. 1907
В музее хранится часть семейного архива Николаевых. Это многочисленные фотографии, запечатлевшие членов большого дружного семейства. Среди них несколько с изображением самого Ивана Митрофановича (что особо ценно и интересно) в кругу родных и близких. На одной из них изображена семья на отдыхе на даче. Узнаваем сам Иван Митрофанович (второй справа в среднем ряду), справа - его жена Екатерина Степановна.
25. Фотоателье И.М. Бочкарева. Автопортрет с женой Екатериной Степановной. 1910
И наконец особо важные для нас фотографии. На них И.М. Бочкарев изображен в интерьере своей художественной мастерской и фотостудии одновременно - стены помещения сплошь увешаны ав¬торскими картинами и фотографиями, справа вверху просматриваются занавеси ателье. На одном из снимков Иван Митрофанович с палитрой в руках беседует с Таисией Николаевой.
26. И.М. Бочкарев. Приезд Великих княгинь Марии Александровны и Марии Павловны на Сапожниковский промысел. 1913
Печальна участь фотографа. После Октябрьской революции 1917 года дом на Католической улице национализировали. Ателье продолжало работать. Иван Митрофанович оказался «нетрудовым элементом», а по-новому - «буржуем».
27. И.М. Бочкарев. Набережная Варвациевского канала. Начало ХХ века.
В конце 1918 года вышел «Декрет о трудовых книжках для нетрудящихся». Взамен паспорта И.М. Бочкарев получил трудовую книжку, зарегистрировался в Управлении городской милиции, где обязан был раз в месяц отмечаться, и оказался обязанным к выполнению общественных работ из-за «острой нужды в рабочих руках нужных на антисанитарных работах по оздоровлению города».
Не помогло и распоряжение народного комиссара просвещения А.В. Луначарского об освобождении фотографов-художников от личной трудовой повинности, вышедшее в январе 1919 года.
28.
Вновь образованные домовые комитеты обязаны были помогать новой власти, следить за порядком, представлять необходимые сведения. В начале 1919 года исполком обязал домкомы представить списки нетрудового населения г. Астрахани от 18 до 50 лет.
29.
13 апреля 1919 г. в милицейское управление 2 участка было направлено заявление, «что в доме № 7 (по Католической улице) проживает Иван Митрофанович Бочкарев, 46 лет, бывший домовладелец и владелец фотографии, который, по мнению комитета, принадлежит к не-трудовому населению». По распоряжению коменданта астраханского уездного военного комиссара все зарегистрированные были включены в списки лиц, подлежащих зачислению в тыловое ополчение, и должны выполнять предписанные им работы. Вот в такой список под № 9 и попал «Иван Митрофанович Бочкарев - 1872 г.р.». Рядом стояли фамилии священника Смоленской церкви Николая Михайловича Боровкова и диакона Григория Григорьевича Андрюхина. Всего в списке было 16 человек, самый старший 1845 года рождения.
30.
И это в расцвете жизненных и творческих сил. И.М. Бочкарев понемногу продолжает заниматься любимым делом, но все это разово, временно. Его фотография работает до 1920-х годов и закрывается одной из самых последних. Остались воспоминания жившей во флигеле дома № 7 по Католической улице Розы Евгеньевны Дубровской: «В начале 1920-х годов дом был национализирован, но фотография продолжала работать какое-то время. Вскоре закрылась и она. В комнаты заселились новые жильцы. Иван Митрофанович вместе с женой, сложив пожитки на повозку, навсегда покинул свой дом. Долго потом находили новые жильцы пачки стеклянных негативов и за ненадобностью выбрасывали их», - записано автором со слов дочери Р.Е. Дубровской Лидии Николаевны Дубровской при подготовке данного издания осенью 2010 года. Вскоре у Ивана Митрофановича умирает горячо любимая жена, детей у супругов не было. Дальнейшая судьба фотографа неизвестна.
31. И.М. Бочкарев. Стрелка волги и Кутума. Начало ХХ века.
В 1970 году в музей попадает фотография Федора Александровича Трофимова, участника трех революций, одного из первых председателей совнархоза Астраханской губернии. Снимок датирован 12 февраля 1920 года. На фотографии поколенное изображение сидящего на стуле мужчины в костюме-тройке. Фото наклеено на паспарту из грубого картона, внизу едва различим крошечный штамп «Фотография И.М. Бочкарева». Это последняя известная работа знаменитого астраханского фотографа. Других сведений о закрытии ателье И.М. Бочкарева пока не обнаружено.
32. Бабушка с внуками. 1912
33. Семейный портрет. 1907
34.
35.
36. И.М. Бочкарев. Памятник Александру II в Губернаторском саду. начало ХХ века.
37. И.М. Бочкарев. Портрет казака Б.Г. Самарцева (слева) с сослуживцем. 1914
38. И.М. Бочкарев. Портрет дамы. 1909
39.
40.
41.
42. И.М. Бочкарев. Похороны С.П. Бурова. 1918
43. И.М. Бочкарев. Портрет Ф.А. Трофимова. 10.2.1920
44. И.М. Бочкарев. портрет М.А. Аладьина. 1915
По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000