КультПросвет. Тангейзер или проклятые вопросы современности

Apr 07, 2015 17:52

Оригинал взят у dzeso в КультПросвет. Тангейзер или проклятые вопросы современности



Будь у мух и пчёл равные права - на всех выборах
и во всех рейтингах дело решали бы мухи. А потому
(в мире насекомых) начальники ТВ и национальные
лидеры беспокоились бы только о мушиных потребностях
и настроениях и плевать хотели на пчелиное недовольство;
тем более что пчёлы всё равно мёд дадут - такова их природа.
Минкин. «Не играй в наперстки»

Наблюдал развитие ситуации с Тангейзером с самого начала, еще тогда, когда постановка только намечалась, и потом, когда пошли первые отзывы. И позже, как слегка офигевшее общество пыталось как-то договориться с криэйторами от культуры. И где на попытку аргументировать свое возмущение одной стороной, следовали лукавые ответы в духе «А имеем право и будем!», подтвержденные развешиванием по городу плакатов с «иконами Pusy Riot»:




или печатью вызывающих маек:



И пока все было так, оно называлось «гражданским обществом» и «мирным протестом», но когда часть общества, причем большая его часть, начала возмущаться, например Тангейзером, то это возмущение стало называться «хулиганством» и «мракобесием». И ведь “рассерженным образованным горожанам” мало было уже возникшей в обществе напряженности, надо было еще подбавить. Например выдернуть из контекста и поставить «православного ёжика». А на пусть не очень внятные, не всегда аргументированные и корректные возражения консервативного большинства, на его попытки объяснения своей позиции, выдать «гордое» и безусловно «культурное»: «Не вам, быдлу, судить. Имеем право, хотим и будем!»:

  • “Если действовать логически, то следующими на скамье подсудимых должны оказаться все школьные учителя литературы, потому что в программу входят роман «Мастер и Маргарита» и поэма «Двенадцать», а в программу внеклассного чтения иногда попадают «Братья Карамазовы», айтматовская «Плаха» и даже рассказ Леонида Андреева «Иуда Искариот». Нет никаких рациональных оснований полагать, что версии образа Иисуса в этих классических текстах нельзя посчитать оскорбительными.” http://siburbia.ru/social/tangeyzer-akt-chetvyortyiy-sibir-2015/
Вот так вот: Кулябин и Достоевский с Блоком, не меньше. Но мне вот все равно было бы интересно услышать менее лукавую аргументацию необходимости введения в оперу образа Иисуса? Что, значит вообще значит:

  • “...убрали со сцены фигуру Иисуса Христа, заменив его на актера, исполняющего роль.”
Простите, кого убрали со сцены? А без этого никак нельзя было обойтись?



Зачем эта провокация? Потому что постановщик «так видит» и Вагнера надо улучшить?

  • “ Вагнер его простить успевает, а я не прощаю и еще больше наказываю”
Да и вообще, судя по интервью, тема-то проходная, и режиссеру, что Иисус, что Будда, ему просто надо было найти тему, которая вызвала бы определенную реакцию:

  • “Это еще один виток замысла, продиктованный тесной связью оригинального сюжета оперы с христианской моралью. <...> Мы искали модель фильма, который мог бы, к примеру, сегодня в европейском прокате вызвать такую же реакцию у публики. <...> само появление на экране Христа как героя всегда вызывало неоднозначную реакцию, особенно у католической церкви. Так что, эту тему мы просто нашли в ходе работы, а не изначально ломали либретто, чтобы вставить туда съемки фильма.”
То есть хотели и вызвали, чего уж тут удивляться? И что, кроме прямых богохульств, никаких иных художественных приемов у режиссера не оставалось? Или быть может дело в другом? В том, что и в голову "творческим" людям не приходило учитывать мнение общества? А быть может наоборот, как раз и хотелось добавить скандальности? Подумаешь религиозные чувства, ага: “молебен у них, у блядей”:



Но «пчелы» они потому и «пчелы», что не «мухи». «Культурный» Минкин уже пару лет как все объяснил достаточно откровенно:

«Мир устроен ясно и понятно. (Ясно - в смысле светло; всем всё видно, только открой глаза.) Приходишь на помойку - мухи. Идёшь по вишнёвому саду, по липовой аллее - пчёлы.

Пчёлы умнее мух; строят идеально шестигранные соты, делают запасы, выращивают детей, действуют сообща, танцем передают информацию, даже яд у них целебный. Мухи - дуры, назойливы идиотически…

Пчёлы своих детей выкармливают мёдом, а мухи своих суют в дерьмо и в тухлятину, и мушиные дети там быстро взрослеют, даже не понимая, что растут в дерьме.

Жаль, школа у них одна. Непрерывно жующий опарыш толпой наваливается на бедного пчелёнка: «Ну ты, урод, чего боишься? - попробуй, пожуй, понюхай, выпей, ширнись». Потому что, с точки зрения мухи, пчела - урод, идиотка, не умеет жить.

Мухи иногда ведут себя как пчёлы, то есть садятся на мёд (но никогда его не производят). А пчёлы никогда не ведут себя как мухи, то есть не садятся на «г». Жаль, что умные люди не так последовательны и принципиальны. Они включают телевизор и плюются, и ужасаются, и возмущаются, но - опять включают.

Пчёлы разборчивы, брезгливы, а мухи и «г» жрут за обе щёки, и от мёда не откажутся, им всё годится.

Да, пчёлы несравнимо умнее. При этом - вот досада - мух почему-то больше. Может, потому что «г» больше, чем цветов и нектара… А может, это некий урок умным людям? Чтобы не отчаивались, сознавая свое меньшинство.

Будь у мух и пчёл равные права - на всех выборах и во всех рейтингах дело решали бы мухи. А потому (в мире насекомых) начальники ТВ и национальные лидеры беспокоились бы только о мушиных потребностях и настроениях и плевать хотели на пчелиное недовольство; тем более что пчёлы всё равно мёд дадут - такова их природа»

И, кстати, ни от одного из своих «культурных» друзей я возмущения по этому поводу не услышал. Потому что «пчелы», да?

Ну а дальше, о ужас, «хотим и будем» - обломалось, “мухи” уперлись. И тогда вдруг оказалось, что это вовсе не частный конфликт, когда один из собственников, в данном случае государство, снимает неугодный ему спектакль и меняет менеджмент в государственном же театре, что происходит регулярно во всем мире. Нет, что вы, это: «геноцид российского театра», «вандализм и попытка уничтожить национальное искусство», а, следовательно, «преступление», и те, кто его совершает, «должны преследоваться государством». О как! Вот это поворот! А как же «хотим и будем»? А «имеем право!»? Или я опять забыл, что права, они только у «пчел»? Ну и дальше понеслось из всех «радиоточек»:



Так о «Тангейзере» ли речь? Или о чем-то ином, о чем-то фундаментально важном? Например о том, что просвещенному меньшинству, просвещенному, кстати, опять же за счет «мух» государства, стыдно и недопустимо так себя вести с большинством. Потому что это не хорошо. Потому что это и есть суть фашизма. Да-да, именно разделение на «пчел» и «мух», а не махи руками или арийские символы на рукавах. Последнее всего лишь маркеры, знаки свой-чужой, суть же - в признании фундаментального неравенства человечества.

И тут недостаточно делать вид, что Минкин ничего такого не имел ввиду, или игнорировать «неудобные вопросы». Тут как бы надо определяться на чьей ты стороне. Тех, для кого часть людей - не люди, или все же на стороне тех, кто говорит: «так не будет, люди - не скот». Вот собственно основной сейчас и культурный, и политический вопрос. И то, что происходит на Украине, оно ровно об этом же.

В остальном же, довольно забавно читать рассуждения по вопросам финансирования театров от лиц, понятия не имеющих о существующих системах финансирования культуры. Или обсуждение роли критиков, без понимания того, что такое институт критиков и сейчас, и во времена Джека Лондона. Или сетования на упадок культуры, и даже вроде бы как борьбу с этим упадком, без попыток разобраться в объективных процессах этот упадок стимулирующих.

Но это, конечно, цветочки. Основная проблема, повторюсь, - это проблема культурного высокомерия, проблема деления общества на «мух» и «пчел» и всего того, что за этим следует. И Тангейзер тут лишь капля воды, в которой отражается наш мир. Кстати, почему-то в Израиле Тангейзер ни в каком виде невозможен. Ну и? Почему молчат ревнители мировой культуры? Не «геноцид» ли это «еврейского театра»?

PS Ну а любителям оперного искусства не стоит сильно переживать. Шанс увидеть Тангейзер в концертном варианте остается. Желающие же воспринимать Вагнера обязательно на фоне антихристианского непотребства могут делать это дома сколько душе влезет.



Но откуда такая уверненность, что государство должно это оплачивать? Не понятно.

PSS И градус противостояния повышается:

“[30.03.2015, 12:32] Тайга инфо.
Министерство культуры Новосибирской области рекомендовало внести изменения в спектакль «Песни о Родине», поставленный в «Глобусе» режиссерами Павлом Южаковым, Дмитрием Егоровым и Алексеем Крикливым. Из трилогии «вырезали» возмутившую верующих «Историю о православном ежике».
http://tayga.info/news/2015/03/30/~120452

[31.03.2015, 16:50] Тайга инфо.
Министр культуры Новосибирской области Василий Кузин прояснил свою роль в изменении спектакля «Песни о Родине». Приводим ответа Василия Кузина полностью. «Как Вы знаете, министерство культуры Новосибирской области в рамках своих полномочий не осуществляет запретов или разрешений на показ спектаклей. В данном случае руководству театра „Глобус“ было рекомендовано при формировании репертуара и показе спектаклей просто принять во внимание острую социальную ситуацию, сложившуюся сегодня в Новосибирске. Речь шла исключительно о собственной гражданской ответственности художников и руководителей учреждений в вопросе сохранения общественной стабильности в нашем городе».
http://tayga.info/news/2015/03/31/~120490

[02.04.2015, 19:24] Тайга инфо.
Продюсер театральной компании «Гамма» (правообладатель спектакля «Песни о Родине») Анастасия Журавлева заявила, что ищет негосударственные площадки, на которых можно будет показывать трилогию, и пойдет на митинг за свободу творчества 5 апреля. Анастасия Журавлева рассказала, что 1 апреля спектакль был показан без «Истории о православном ежике», поставленной Дмитрием Егоровым по новелле Майи Кучерской. Вместо этого артисты Томского ТЮЗа спели песню Егора Летова «Долгая счастливая жизнь», видеозапись которой и была представлена зрителям малой сцены театра «Глобус», где состоялся очередной показ.

image Click to view


Гражданская Оборона. Долгая Счастливая Жизнь
«Кто знает текст, тот понимает, почему она была выбрана, - объяснила Журавлева. - Это была наша позиция, художественным языком высказанная по поводу того, что происходящее сегодня в культурном пространстве нас пугает, мягко говоря, огорчает, и заставляет искать новые формы выражения».
http://tayga.info/news/2015/04/02/~120548”

Летов? Мне вот скорее Кашин вспоминается:

image Click to view


Олег Кашин на Болотной площади исполнил песню «Все идет по плану»
Так что никого уже не волнует “Тангейзер” ли это, “Православный ёжик” ли или “Идеальный муж”, все дело в том, что: “...Будь у мух и пчёл равные права - на всех выборах и во всех рейтингах дело решали бы мухи”. И это пчелам очень не нравится.

Культурная война, Дехристианизация

Previous post Next post
Up