Китай и начало нового мирового порядка (переводная статья с иллюстрациями)

Nov 05, 2014 18:22

Оригинал взят у andp2027 в Китай и начало нового мирового порядка (переводная статья с иллюстрациями)


Недавно стало известно, что по итогам 2014 г. Китай обгонит США по объему ВВП. Это главная экономическая новость уходящего года. Какие последствия это может иметь для мира? Как Китай и альянс БРИКС переформатируют современный мир? Это прекрасно показано в переведенной ниже статье. Что мы знаем о новом "Шелковом пути", который стал нервом мировой политики и главной "занозой" в планах мировой гегемонии США? Чем отличаются военные расходы США от расходов Китая и почему последние на порядок более эффективны? Как вписывается гражданская война на Украине в стратегию США по восстановлению своей гегемонии? Ответ на эти и другие вопросы - в этой интереснейшей и богатой фактами статье. Ключевые моменты я по традиции выделил жирным.

Автор: уругвайский политолог Raúl Zibechi
Источник: испанский сайт Ребельон
Оригинальное название статьи: Начало нового мирового порядка: Азияцентризм.
Дата публикации: 27 сентября  2014 г.

Хотя первые полосы в СМИ занимают кризисы на Ближнем Востоке и на Украине, это только симптомы более крупного тектонического движения: рождения нового мирового пост-американского порядка, построенного на Азии, на основании тройного объединения Китая, России и Индии.

[Внимание!!! Приготовьтесь сразу под катом лицезреть нечто неожиданное!]





Краеугольная характеристика колониализма и империализма состоит в том, чтобы запретить переферийным странам делать то, что делают страны центра. Когда это уже не работает, это значит, что старый порядок, ориентированный на отношения " центр-периферия ", уступает новым международным отношениям.
Те же западные державы, которые кричат, из-за вмешательства России на Украине, бомбят Сирию под предлогом борьбы с террористической организацией Исламского Государства, в создании которой эти же державы сыграли важную роль.

То, что Китай и Россия отвергают такого рода военные действия, которые когда-то покрывались, по крайней мере, одобрением Совета Безопасности ООН, не является чем-то новым. А то, что премьер-министр Индии, Нарендра Моди, сказал CNN, за несколько часов до визита в США, что Россия имеет “законные интересы на Украине”, это уже дело более серьезное. Он не только отказался критиковать присоединение Крыма к России, но и выразил своё “доверие” тому, как Пекин рассматривает свои территориальные споры в южных морях Китая (The Brics Post, 22 сентября 2014 года).
Как будто новое дыхание Бандунга (конференция в Индонезии, на которой в 1955 Азия и Африка году отстаивали деколонизацию) шагает по планете. “Если вы посмотрите в деталях на последние пять или десять веков, вы увидите, что Китай и Индия росли похожими темпами. Их вклад в мировой ВВП увеличивался и падал одновременно. «Нынешний век принадлежит Азии», - сказал Моди. Он произносил эту анти-колониальную речь вглядываясь в будущее. В то же время произошел визит президента Китая Си Цзиньпин в Индию, и они консолидировали мощный союз между двумя крупнейшими странами региона.

Политика или ШОС



Большим изменением является то, что Индия запросила полную интеграцию в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), в ходе недавнего саммита, состоявшегося 11 и 12 сентября в Душанбе, столице Таджикистана. До этого момента она присутствовала только как наблюдатель.
ШОС была создана в 2001 году Россией, Китаем, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном с целью обеспечения региональной безопасности и борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, определяемых как “тремя силами зла”. В будущем могут присоединиться Иран и Пакистан, хотя эти шаги будут сложными в виду пограничных споров между этими странами.

По факту, ШОС - это вызов лидерству США в регионе, где сверхдержава имеет все меньше влияния. Организация развивается на китайской основе, на что и указывает её название. Консолидация альянса Россия-Китай, с его геополитическими и геоэнергетическими составными (включая уже начатый газопровод, чтобы обеспечить российским газом Пекин), вызывает серьезную обеспокоенность в Вашингтоне, согласно некоторым СМИ, таких как Вашингтон Пост.

Но недавний визит Xу Цзиньтао в Индию представляет собой решительный шаг к оформлению нового мирового порядка. Двенадцать соглашений, подписанных в Ахмедабаде между Моди и Ху , начиная с инвестиций и торговли до сотрудничества в области ядерной энергии, являются частью “исторического процесса национального возрождения” в этих обоих формирующихся странах, как заявил китайский министр иностранных дел Ван Жи (Синьхуа, 19 сентября 2014 года).

Мощность партнерства между Индией и Китаем, бросает вызов предполагаемым идеологическим ориентирам и основывается на потребностях геополитических держав, которые сталкиваются с общими проблемами и врагами. В мае этого года к власти пришел Нарендра Моди, как представитель партии Баратия Ханата Парти (БХП), которая победила на всеобщих выборах в Национальный Индийскии Конгресс (НИК), возглавляемый экс-премьер-министром Манмохан Сингх. Формально, НИК значится как прогрессивная сила, наследница семьи Ганди и Джавахарлала Неру, в союзе с социал-демократами и коммунистами, в то время как BJP считается националистической и консервативной.

Несмотря на это, в геополитических манёврах идеологиям места мало. Moди показывает глубокое понимание исторических тенденций в этот период развития мир-системы и, в частности, той роли которую предстоит сыграть азиатскому континенту. Сотрудничество в рамках ШОС началось и в военной сфере. В конце августа состоялись “международные учения по борьбе с терроризмом” во внутренней Монголии, в Китае, в которых приняли участие семь тысяч военнослужащих из Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана (Диарио дэль Пуэбло, 24 августа 2014 года)

Экономика или "Шелковый Путь"



Если ШОС- это азиатский ответ на присутствие дестабилизирующего США в регионе, то "Шелковый Путь " - это экономический ответ ограничениям, которые стремятся навязать  Китаю,  или “ключу к Азии”, как его называет администрация Барака Обамы. Но это гораздо больше: это означает, альянс России и Китая с Европой, в частности с Германией.

Новый "Шелковый Путь " объединяет два мощных промышленных центра: Чунцин в Китае с  Дуйсбургом в Германии, через Казахстан, Россию и Белоруссию, обходя, таким образом, самые конфликтные территории к югу от Каспийского моря, такие как Афганистан, Иран и Турция. Он предназначен стать самым большим торговым путём в мире, чья железная дорога уже сокращает время мореходной транспортировки с пяти недель до всего пятнадцати дней. Ожидается, что Китай станет первым торговым партнером Германии, что означает геополитический сдвиг огромного значения.
Также намечается морской Шелковый путь, через Индийский океан, и Экономический пояс  наземного пути. Морской путь это своего рода возрождение “Жемчужного ожерелья”, система портов вокруг Индии, которая обеспечивала торговлю Китая с Европой.

Но это также ответ на Транс-тихоокеанское Партнерство (TPP, на английском языке), инициатива США, что исключает Китай, но включает Японию, Австралию, Новою Зеландию, более четырех членов Юго-Восточной Азиатской Ассоциации (ASEAN на аглийском - Бруней, Малайзия, Сингапур и Вьетнам) и стран НАТО Тихоокеанского региона (Перу, Мексика, Чили и вероятно Колумбия). Стратегия Вашингтона заключается в изоляции Китая и провокации конфликтов вокруг него (с Японией и Вьетнамом, в основном), повод для милитаризации морей Китая, замыкая, таким образом, коммерческую, политическую и военную ограду вокруг державы, которая в 2012 году уже стала главным импортером нефти в мире, обогнав США.



Это объясняет соглашения в области энергетики с Россией, так как это единственный способ, которым Китай может обеспечить себе надежный источник. И также объясняет, планировку нового Шелкового пути, как наземного, так и морского. 80% нефти, которую импортирует Китай проходит через Малаккский пролив (узкий коридор в 800 км, который соединяет два океана-тихий и Индийский между Индонезией и Малайзией), легко блокируемый в случае войны.
Для этого Китай строит сеть портов, включая порты, базы и станции наблюдения в Шри-Ланке, Бангладеше и Бирме. Среди них стратегический порт в Пакистане, Gwadar, “горло” Персидского залива, в 72 километрах от границы с Ираном и примерно в 400 километрах от важнейшего транспортного коридора нефти, в непосредственной близости от стратегического Ормузского пролива. Порт был построен и финансирован Китаем и управляется государственной компанией «China Overseas Port Holding Company» (COPHC).

“Порт рассматривается наблюдателями как главная точка опоры Китая на Ближнем Востоке”, считала Западная пресса в день его открытия (BBC News, 20 марта 2007 года). В окрестностях порта Gwadar, содержится две трети мировых запасов нефти. Там проходит 30% нефти мира (и 80% той нефти, которую получает Китай) и через него лежит самый короткий путь к Азии.
Китай также завоёвывает территории и в самом сердце Запада. Британское правительство сделало шаги по укреплению Лондона как центра мировой торговли и инвестиций в юани, китайскую валюту. Более того, “правительство Великобритании станет первой Западной страной выпускающей свои ценные государственные бумаги в китайской валюте”, что надо понимать как “поддержку амбиций Китая в использовании своей валюты в глобальном масштабе” (Market Watch, 15 сентября 2014 года).

Военная мощь



“Санкции в отношении России - это акт войны”, - рассуждает главный редактор журнала Executive Intelligence Review, Джефф Стейнберг (EIR, 19 сентября 2014 года). А "The Economist " воспринимает ШОС как “своего рода НАТО во главе с Китаем”.
Очевидно, что война между великими державами уже не рассматривается, как маловероятная возможность. Поэтому и надлежащая игра уже идёт. Китай и Иран проводят свои первые совместные военно-морские учения в Персидском заливе, где участвуют “военно-морские корабли Китая, задействованные в охране судоходства в Аденском заливе” (Russia Today, 22 сентября 2014 года). Китай сейчас является первым покупателем сырой нефти Саудовской Аравии и не собирается допускать, чтобы его обеспечивающие пути оказались в руках вражеских сил.

В конце августа стало известно, что Россия и Китай ведут переговоры об “историческом военном соглашении”, которое предусматривает покупку азиатской страной подводных лодок, дизель-невидимок, с “обменом технологиями”, в тоже время продолжаются переговоры о продаже истребителей Су-35 и системы ПВО С-400, которые считаются самыми совершенными в мире (Russia Today, 19 августа 2014 года). Пока россияне не спешат продавать некоторые виды своего оружия в Китай, потому что он их клонирует, а потом налаживает изготовление собственных прототипов. Между тем, Индия и Россия поддерживают широкое военное сотрудничество, которое охватывает атомные подводные лодки и авианосцы, намериваются совместно выпустить истребитель пятого поколения.

Перед нами очень острая ситуации, при которой у Вашингтона имеются некоторые трудности. Хотя он по-прежнему имеет крупнейший оборонный бюджет в мире (около 600 миллиардов долларов), этот бюджет снижается, а бюджет его противников растет. Китай увеличил свои ежегодные военные инвестиции с чуть более 5 миллиардов долларов в 1990 году до 110 млрд. в 2012 году.

“Но важно не то, сколько тратится, а как тратится”, - отмечает газета США (The Fiscal Times, 16 сентября 2014 года). Согласно публикации, огромные военные расходы Пентагона направлены на поддержание  дорогостоящего флота из одиннадцати авианосцев, модернизации старых систем и неудачных проектов, таких как истребитель F-35. В то время как Китай и Россия вкладывают в современные атомные подводные лодки и в кибер-войны. Китайские противо-карабельное оружие намного дешевле, чем авианосцы, но оно может их топить, или выводить из строя, хотя Пентагон полагает, что они неуязвимы.

Контрасты



Органы обороны США сталкиваются с многочисленными обвинениями в непрозрачных растратах бюджета. В июле прошлого года флотилия F-35 не смогла летать из-за неисправности в двигателе, после нескольких неудач в программных системах, авиации и оружии. После двух десятилетий проектирования и развития, стоимость проекта подскочила до 400 млрд долларов, самый дорогой проект в истории Пентагона, несмотря на это, дебют истребителя был отменен на двух выставках авиакомпаний в Великобритании (Газета, 11 июля 2014 года).

Некогда мощный Боинг является хорошим примером оборонных проблем Пентагона. Ставка на то, что F-35 будет разработан Локхид Мартином, уменьшает потоки средств от Пентагона к Боингу, который был предприятием-флагманом военно-воздушных сил. На самом деле, оборонная часть производства Боинга снизилась с 56 процентов, от его общего объёма, в 2003 году, до всего лишь 38% в 2013 году, и ожидается, что в течение нескольких лет он уже не будет производить боевые самолеты, из-за неудач в поисках альтернативных рынков в Бразилии, Индии и Южной Кореи (Wall Street Journal, 20 сентября 2014 года). Boeing закроет завод грузовых C-17 в Лонг-Бич, и возможно, что также закроет завод F-18 в Сент-Луис, в 2017 году, если не получит больше заказов.

Наконец, внешняя политика Белого Дома, является непредсказуемой, в то время, как внешняя политика его конкурентов имеет определенный горизонт. Журналист Роберт Парри рассматривает, как неоконсерваторам удалось блокировать “реалистическую стратегию” Обамы, нацеленную на сотрудничество с Владимиром Путиным, чтобы прекратить геополитический хаос на Ближнем Востоке. Неоконсерваторы по-прежнему делают ставку на падение Башара Аль-Асада и поддерживают создание хаоса, как та в которой живет Ливия, прежде, чем смирится с существованием враждебных режимов (Consortiumnews.com, 19 сентября 2014 года).

Многие аналитики утверждают, что создание кризисов является тем, что лучше всего умеют делать США, и может быть единственным способом сдерживания ее упадка. Конфликт на Украине, где силой сбросили избранного президента, направлен на изоляцию России от Европы. Нападением же на Исламское Государство, США стремятся подтолкнуть его все дальше и дальше к северу. Обе операции - это покушение на потенциальный «Шелковый Путь», который считается одним из краеугольных камней нового мирового порядка.

США, Экономика, Китай, Геополитика

Previous post Next post
Up