В политическом поле вовсю полыхает грандиозный скандал, связанный с Юн Сок Ёлем и его супругой. На русском его освещают отчего-то не очень охотно, хотя этот скандал - это сейчас центральная политическая повестка страны и потенциально - причина импичмента Юна.
В двух словах: выяснилось, что Юн и его жена вмешивались в региональные выборы, пользуясь своей властью. А это - грубейшее нарушение закона о выборах, Пак Кын Хе, напомню, по точно такому же обвинению посадили в тюрьму. Лично мое мнение - вскрывшегося до настоящего момента все равно мало, чтобы убрать Юна, хотя это может и послужить катализатором для дальнейшего развития событий. Отчего так?
Теперь чуть более подробно.
Все началось со статьи с онлайн медиа “Ньюс Томато” от 5 сентября 2024 года. В ней на основании показаний анонимного доносчика против первой леди выдвигалось обвинение во вмешательстве в региональные выборы, которые проходили в июне 2022 года. А поскольку до этого вокруг Ким Кон Хи уже крутилась масса неприятных скандалов, этот разгорелся сразу и сильно. Скандалы вообще по одному не ходят, а уж вокруг политиков так и подавно.
Я за этой сюжетной линией слежу довольно пристально, но прям в мельчайших подробностях тут все описывать не буду, поскольку просто не вижу в этом смысла. А вкратце все выглядит так.
Очень быстро всплыло имя Мён Тхэ Гюна - политического брокера, который живет и работает в городе Чханвон (это самый юг страны, недалеко от Пусана). Выяснилось, что он переписывался с первой леди в телеграмме и что она, скорей всего, приложила руку к тому, чтобы на выборах в июне 2022 года от этого города в парламент страны прошел конкретный кандидат (позже стало известно и его имя, им оказалась Ким Ён Сон).
Журналисты принялись копать глубже, начали всплывать файлы с записями телефонных разговоров Ким Ён Сон, ее бухгалтера, самого Мён Тхэ Гюна. Чем больше всплывало, тем яснее становилось, что там не просто какая-то мелкая афера, а целая схема каких-то государственных масштабов. Когда новости достигли критической отметки, секретарша Мён Тхэ Гюна вышла к СМИ и выложила все, что знала. А знала она много.
После этого словно плотину прорвало и в СМИ начали каждый день появляется новые документы и записи телефонных разговоров. Часть их публиковал сам Мён Тхэ Гюн, часть - журналисты, еще часть - политики (причем что интересно - из обоих лагерей, как консерваторы, так и демократы). Разбирать каждую запись и каждый документ смысла особого нет, их слишком много, но общая суть всей этой мозаики сводится к следующему.
***
В южном городе Чханвон жил-был чувак по имени Мён Тхэ Гюн. Активный и с амбициями. Хотелось славы, денег и власти. Сам в политику не пошел, но начал помогать тем, кто туда стремился: иногда вполне себе легально, оказывая помощь с избирательными кампаниями, а иногда - и в более сомнительных мероприятиях. За что один раз был пойман на финансовом мошенничестве, осужден и сейчас не имеет права даже завести счет в банке в Корее. Тем не менее слава о нем начала распространяться по региону, и политики разных уровней обращались к нему за разного рода помощью. Политическое брокерство и лоббирование - явление совершенно нормальное в любой демократии. Другое дело, в чем конкретно этот брокер помогает, что он лоббирует и какими средствами он это делает.
Сам Мён Тхэ Гюн - активный сторонник консерваторов, состоит в партии, платит взносы. Разумеется, Мун Чжэ Ина на дух не переносил, поэтому был твердо убежден, что следующим президентом должен быть консерватор. В 2020 году он впервые знакомится с Юн Сок Ëлем и его супругой, и, что интересно, та сразу выделяет его из толпы, отмечая, что в нем “живет дух справедливых предков”. После этого Мён и Ким Гон Хи часто будут вести разговоры о душе, загробной жизни, предсказании будущего и прочим подобным вещам. (Личное мнение: и если Ким Гон Хи искренне во все это верит и постоянно бегает по колдунам и шаманам, прося предсказать ей будущее, то Мён явно присел ей на уши, чтобы завоевать доверие).
Во время президентской избирательной кампании 2022 года Мён активно (и полностью неофициально) включается в работу штаба Юна: он встречается с разными политиками, соединяет людей, договаривается с кем надо, за деньги водит людей Юну домой. Он много за какими действиями и словами Юна стоит. Тогда же он проворачивает момент, из-за которого сейчас все встали на уши: Мён проводит более 20 социологических исследований и докладывает о них Юну. Тот рад и ободрен: все опросы показывают его победу (спойлер: все они сфальсифицированы). Юн выигрывает выборы, становится президентом. Мён едет в Сеул, чтобы получить деньги за эти исследования (а они недешевые), но денег не получает, а получает обещание Юна и Ким Гон Хи, что кандидат, на которого он сам укажет, получит парлментский мандат на региональных выборах 2022 года. Мён выбирает бабульку Ким Ëн Сон (это будет уже ее пятый срок в парламенте страны), она, в обход всех правил партии и без каких-либо процедур, по приказу Юна, становится единственным кандидатом от своего округа, выигрывает выборы и становится депутатом. В знак благодарности в течении года половину своей зарплаты она снимает наличными и каждый месяц отдает деньги Мёну, в общей сложности - более 90 миллионов вон (почти 85 тысяч долларов).
На этом история не закончилось, выяснилось, что подобным образом Мён приложил руку к выборам мэра Сеула в 2021 году (когда победил О Се Хун), выборам губернатора провинции Канвондо (где вопреки всем правилам партии победил Ким Чжин Тхэ), а также имел прямое отношение к выборам главы партии консерваторов в 2021 году (когда победил Ли Чжун Сок, они, как выяснилось, большие друзья и вне политики). Ситуация все еще далека от завершения, но уже сейчас говорят, что у Мёна изначально был просто наполеоновский план: сначала сделать президентом Юна, а потом, через пару лет, когда выяснится, что он полный идиот (а Мён это тоже знал, он крайне нелестно отзывается об интеллектуальных и личных качествах Юна в телефонных и личных разговорах), пролоббировать изменение Конституции страны и поставить во главу Кореи Ли Чжун Сока. Амбициям человека, конечно, можно только поапплодировать. Чхве Сун Силь в тюрьме нервно курит в сторонке.
Если все это подтвердится (а судя по всему это все правда, потому что есть телефонные разговоры, все документы, подтвержденные транзакции и т.д.), то Юну грозит обвинение во вмешательстве в выборы, - а это для корейской политики крайне серьезное обвинение. Пак Кын Хе за такое в тюрьму посадили. Причем вы будете смеяться, - посадил ее за это сам Юн. Нынешний горе-президент вляпался ровно в ту же самую ситуацию, за которую упёк за решетку свою предшественницу. Мне аж прям интересно, как на все это сейчас смотрит сама Пак Кын Хе из своего Тэгу. О, ирония жизни...
Чем все это кончится, сказать трудно, но кризис сейчас перед Юном стоит недетский. Консервативная партия в раздрае из-за неумелого главы партии: верный пёсик Юна Хан Дон Хун не представляет из себя вообще ничего, вокруг него самого закрутился скандал: выяснилось, что вся его семья оставляла на сайте партии нелестные комментарии о Юне. Все консерваторы старого толка все больше идут к конфронтации с силовиками, которых привел к власти Юн. Проседающая экономика, инфляция и нереальная закредитованность населения снизили рейтинг президента до мусорного, а впереди еще Трамп, который явно пошлет Юна с его признаниями в любви к Америке куда подальше. Чтобы хоть как-то спастись, Юн давит на прокуратуру, чтобы она побыстрее запрятала лидера оппозиции в тюрьму, потому что Ли Чжэ Мён сейчас - чуть ли не единственный политик в стране, который пользуется реальной поддержкой населения. Оппозиция нагнетает и ищет способы снять президента с его должности досрочно, будь то импичмент или изменение Конституции.
В общем, весело у нас, не отключайтесь.