Небольшая рецензия на книгу Чхон Гван Юля «줌아웃: 암울하고 위대했던 2012 - 2017» («Вне фокуса: мрачные и великие 2012 - 2017 гг»).
Книга вышла в мае 2018 года, автор - журналист, обозреватель политических и экономических новостей издания «Сиса Ин», спикер на различного рода мероприятиях, закончил истфак сеульского университета, занимается журналистикой с 2008 года, с 2011 года заинтересовался так называемой «datajournalism»: аналитическо-обозревательская журналистика, основывающаяся на данных из «BigData». Книгу мне посоветовали мои корейские друзья, зная мой интерес к корейской политике и социологии. Лично я прочитал ее с превеликим интересом, но предупреждаю сразу, что книга, хоть и написана в стиле «поп-политики», подразумевает под собой очень хорошее знание реалий южнокорейской политики и общества описываемого периода (что, собственно, логично, потому что она рассчитана, в первую очередь, на корейцев). Если вы плохо представляете себе политическую сцену страны, события, происходившие с 2012 (а зачастую и раньше) по 2017 год, а также некоторые культурные и социальные особенности современной Кореи (социальный феномен сайта «Ильбэ», к примеру), то читать эту книгу вам будет тяжело, а в большинстве случаев и вовсе непонятно. Постоянные отсылки автора к различного рода новостям, социальным и культурным факторам, скандалам, определенным лицам и их имиджем среди простого населения совершенно естественны и для обычного жителя современной Южной Кореи крайне логичны и понятны. Людям же, которые владеют темой не в полной мере и не понимают значение и суть той или иной сноски, понять мысль автора будет трудно. Как простой пример: вы должны понимать разницу между регионами Ённам и Хонам, их историю и политическую направленность. Если вы этого не знаете, пару глав из книги вы точно не поймете. Но если вы в курсе, то книга - крайне увлекательное чтение-экскурс в корейскую политическую жизнь двух последних администраций.
В самом начале автор сразу раскрывает значение названия книги, почему именно «Zoomout». Журналист сам описывает суть своей книги так: если перед нами стоит здание, то для того, чтобы понять в каком оно состоянии, мы можем пощупать дверные ручки, провести рукой по стеклам, чтобы понять, нет ли там трещин, зайти внутрь и внимательно посмотреть, не скопилась ли где плесень. А можно отойти от здания подальше и посмотреть на всю картину в целом: насколько здание выглядит обветшалым, как хорошо оно вписывается в улицу в целом, какие здания стоят вокруг него… В этом «отойти на шаг и оглядеть издалека» и заключается главная мысль данной книги - сделать шаг назад и посмотреть на политическую арену Южной Кореи в целом, охватывая взглядом не только конкретные детали, но и всю картину целиком. Такой подход неминуемо влечет за собой больше теоретических рассуждений и необходимость более глубокого понимания истории и каких-то ее черт и штрихов, которые очень часто упускают из виду. Грубо говоря, автор предлагает посмотреть не на то, во сколько минут первые потоки воды хлынули в трюмы парома «Севоль» и через сколько секунд пришла помощь и власть отреагировала на катастрофу, а на то, как трагедия изменила общество, какие вопросы и проблемы она вынесла на первый план, как изменилось общественное мнение (или, как в данном конкретном примере, как его искусственно меняли) и какие последствия имела катастрофа для страны в целом. Подобных примеров в книге много.
Разумеется, красной нитью через всю книгу проходит противостояние двух политических сил современной Южной Кореи, консерваторов и либералов. Используя самые разные примеры, автор последовательно рисует картину того, кто они такие, чего добиваются, какими способами они это делают, в чем моральные, этические, политические, экономические и другие достоинства и недостатки этих способов. Книга, как таковая, уделяет мало внимания «революции свечей» и факту смены администраций, она не столько про то, кто хороший и кто плохой, сколько про факты, их причины и последствия. Как вообще так получилось, что ситуация революции стала возможной, что она изменила (или не изменила), каковы особенности корейского общества, каковы его острейшие и самые больные вопросы на данный момент и т.д. Знаю, звучит очень расплывчато и неконкретно, но когда читаешь книгу, все выстраивается в довольно стройную картину.
Одним из самых интересных моментов для меня был разбор феномена сайта «Ильган Бест» (или сокращенно «Ильбэ»). Социологи знакомы с этим форумом, поскольку он представляет собой крайне интересный объект для изучения. В двух словах: «Ильбэ» один среди немногих корейских форумов, не требующий регистрации под собственным именем, что создает определенную анонимность. Сайт известен каждому корейцу, это форум ультраправых, который начинался с общей темы женоненавистничества, но постепенно перешел и на политические темы. Понятное дело, что члены форума будут поддерживать южнокорейских консерваторов, поскольку ценности партии и призывы членов этого сайта по большому счету совпадают.
Как указывает автор, основными базисными терминами для описания философии «Ильбэ» является большая тройка: мужчины - индустриальное развитие - Ённам (юго-восточный регион Южной Кореи, включающий в себя обе провинции Кёнсан, крупнейший порт Южной Кореи Пусан и самый консервативный в политическом отношении город Тэгу). Подобный набор совершенно не случаен. Логика «ильбэшцев» проста: Южную Корею как страну поставил на ноги и «вывел в свет» диктаторский режим выходцев из Ённама при помощи жесткой политической и экономической повестки. Именно это течение и является доминирующим в политической и экономической жизни страны (и именно оно и должно им оставаться, иначе «коммуняги» захватят все), именно оно ответственно за развитие страны, именно оно и должно получать все дивиденды от этого развития.
Исходя из этих ценностей, их главнейшими врагами являются, как не трудно догадаться, женщины - либералы и демократы - Хонам (юго-западная часть Южной Кореи, включающая в себя обе провинции Чолла и крупнейший город в это части страны Кванчжу). Извечное политическое противостояние регионов Ённам и Хонам хорошо известно всем корееведам, очередным показателем, насколько борьба этих двух регионов за власть сильна, показал недавний громкий скандал, связанный с высказываниями представителями консерваторов относительно майского восстания в Кванчжу в 1980 году. Не желая упускать власть, представители этого течения идут на откровенную ложь и искажение истории, лишь бы добиться своих целей.
Ключевым понятием для «Ильбэ» является термин «무임승차» (досл.: «Безбилетный проезд»). По их мнению, представители Хонама и центральных провинций (к которым относится и Сеул) ведут себя совершенно несправедливо, пользуясь всеми теми достижениями, которые сотворили Ённамовцы, при этом палец о палец не ударив ради своей страны. С точки зрения «ильбэшцев» они - безбилетники, вскочившие в поезд, который вывез их из бедности и нищеты, а они, вместо того, чтобы сидеть тихо и быть благодарными, начинают качать какие-то непонятные и ненужные стране и людям западные права, навязывать чуждые и новомодные ценности, и требовать к себе внимания и уважения, которое они, по сути, ничем не заслужили. Это - основа основ их философии, которая может принимать самые практические воплощения в реальной жизни. Например, девушка, идущая на свидание и ждущая, что ее парень будет полностью платить за нее. Или студент из провинции, приехавший в столичный вуз и имеющий возможность пользоваться интернетом, читать самую разную литературу, снимать квартиру в Сеуле и пользоваться всеми благами столицы - все это, по их мнению, «безбилетники», паразиты, живущие за счет реально трудящейся прослойки населения.
Самый яркий пример противостояния «Ильбэ» с реальным миром - это их показательная демонстрация на площади Кванхвамун в 2014 году прямо перед родителями погибших на Севоле детей. Неистовый гнев «ильбэшцев» вызвал так называемый «Специальный закон Севоль», согласно которому родителям погибших детей предоставлялись определенные выплаты, социальные льготы и прочие бенефиты. Гибель парома они считают простой автомобильной аварией, пусть и большой по размерам, и не понимают, отчего правительство и все общество должно относится к родителям этих детей как-то по особенному. Их аргумент таков: значит, когда военные погибли на «Чхонане» от северокорейской ракеты - это нормально, и никто никому ничего не остался должен, а как паром с детьми затонул, то родителям сразу многомиллионные выплаты и льготы? С какой стати? Разве на «Чхонане» погибли не граждане РК, выполняющие свой долг перед страной? Почему такая дискриминация? В офлайн противостояние вылилось, когда гневные форумчане приехали на площадь, где собрались родители погибших детей, протестовавшие против замалчивания истории с Севолем. Родители объявили голодовку, поэтому «ильбэшники» заказали больше тысячи пицц и демонстративно уселись прямо перед ними с едой и водой, протестуя против такой, по их мнению, «вопиющей наглости». Как все мы теперь уже знаем, в то время самые большие и мейнстримовские СМИ страны по приказу сверху заняли их позицию и начали критиковать родителей погибших детей.
В книге приводится еще много подобных примеров, автор часто ставит перед нами вопрос, что есть справедливость, как ее достичь, что значит этот термин для разных политических течений, и возможно ли вообще этой самой справедливости добиться. Крайне интересными являются и главы про Пак Кын Хе, ее отношения с Чхве Тхэ Мином (отец Чхве Сун Силь), ее стиль работы по признанию людей, с ней работавших, ее характер, взгляды на жизнь. Очень хорошо разобран эффект Ан Чхоль Су, его специфические взгляды на мир и корейскую политику. В целом неплохо расписаны ценности каждого политического течения в стране, их борьба, истории людей из каждого лагеря. В общем, кому интересна эта тема, книгу я советую почитать обязательно. С оглядкой на субъективность автора и его личные политические предпочтения, из нее можно почерпнуть много интересных фактов о Южной Корее в целом.