Наносаранча Божественной радости
Если запустить этот ролик
http://blinkov.tv/tv/41/klinicheskii-gipnoz-peredacha-20 с середины 6-ой минуты (5мин 30 сек), то можно увидеть, как дядя доктор демонстрирует удивительное свойство человеческой природы: воздев руце и очи горé человек не может страдать. Соответственно ничего кроме радости в таком положении испытать не получится. Между тем жест этот довольно древний, я так полагаю, в истории человечества и связан он с молитвенным предстоянием человека перед Богом.
Вообще интересно было бы почитать про историю этого жеста, даже не под углом зрения непременно получаемой радости, а просто с точки зрения фактов: в каких религиях этот жест, эта поза имеет место быть, какое место в ритуале занимает, нет ли ограничений в употреблении. Любопытно поразмышлять, не импринт ли это? Как он мог появиться? Может, древний человек был настолько прост душой, что всякое обращение к Богу, будучи неформальным, оборачивалось радостью? Или настолько почтителен, что он не дерзал взывать к Господу, не облекшись предварительно радостью как праздничной одеждой?
Мне лично думается, что дело тут глубже импринтов и только человеческой природы. Вездеприсутствие и Вседержительство Божие оно ведь не наверху, куда мы привыкли обращать свой внутренний взор и иногда воздевать руки, оно в глубине. Божественной Мудростью управляется непосредственно и напрямую каждая элементарная частица, каждый кварк и, что там еще физики выдумали. Причем, я думаю, управляется не без учета нашего участия в жизни этой Вселенной, хоть мы этого и не осознаем. А радость есть атрибут Божественного Вездеприсутствия в мире. Мне почему-то хочется ее представлять в виде неисчислимого войска наносаранчи, такой, что между тем, что мы привыкли называть атомным ядром и тем, что мы привыкли называть орбитами электронов этого атома, наносаранчи целые дивизии. От этого нановойска Божественной радости в реальности невозможно укрыться, только в иллюзиях. Иногда гул его копыт можно расслышать в музыкальных произведениях последних лет*.
Ну а что в Православии? Я не только напряг память, но и списался со своими друзьями-отцами. Вот, вероятно, неполный список, который у меня получился. Все пункты относятся к действиям предстоятеля молитвенного собрания, т.е. священника или архиерея во время богослужения.
Возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет!» во время утренней.
«Благословенно царство Отца и Сына, и Святого Духа» - возглас в начале Литургии. Правда, о.дьякон, напомнивший мне об этом пункте не уверен, что этот обычай не является особенностью только Русской Церкви.
Во время молитвы Евхаристического канона «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися».
Великим Постом при чтении покаянной молитвы преп. Ефрема Сирина.
Соответственно по пунктам, какие моменты богослужения, по мнению его авторов, должны сопровождаться радостью? - Когда мы славим Господа, когда мы Его благословляем, когда мы готовимся со страхом и трепетом предстоять главной святыни - Чуду Евхаристии, когда мы каемся.
По поводу последнего. Я всегда с удовлетворением замечал, что служащий священник или архиерей, выходя в конце постной вечерни из алтаря, находится в состоянии веселом и приподнятом, как бы в противоречие со словами молитвы преп. Ефрема. Я трактовал это как то, что пастырь старается поддержать свою немощную паству, выказав ей личную человеческую привязанность. Оказывается, это не так? Оказывается, покаяние невозможно без радости?
Я об этом писал довольно давно и пространно и совсем недавно со ссылкой на Людмилу-психолога: Сначала благодать, затем покаяние - не наоборот!. Повторяться не хочу, хочу вспомнить добрым словом одного человека, Володьку Рогожина. Когда я пришел в Церковь, он уже ходил туда года два или три, был псаломщиком. Да и по возрасту был старше меня на пару лет. В младые годы дистанция огромного размера! Так вот, первый в своей жизни покаянный канон я читал с Володькой у него дома. На нашем дальнем приходе под Можаем службы не было, и, Володька, пользуясь служебным положением, взял книги домой. Удивительно, но он сумел создать атмосферу радости при чтении канона, к чему я с готовностью присоединился. Причем он что-то такое сумел даже сформулировать, давая мне понять, что слушать канон надо сердцем, а не ухом. Т.е. сердце получает нужный смысл, который связан с радостью покаяния, напрямую при слушании богослужебного текста. Что-то из этого смысла необученный ум, возможно, сумеет вербализировать, если ничего, то не надо отчаиваться. Если же воспринимать канон через слова, то можно тем самым необученным умом рехнуться. В первой половине 80-х такие вещи понимали даже студенты технических ВУЗов. Во как оно было! Подробнее о способе выхода к смыслу в следующей записи.
* А еще это состояние хорошо бы запомнить и интегрировать в контекст умной Иисусовой молитвы.
http://hubris-ipod.livejournal.com/123689.html#cutid1