Dec 31, 2011 09:02
Мы недавно прочиталпрочитали удивительную книгу о религиозной традиции мезоамериканских индейцев: Майя-Тольтеки-Ацтеки. Они, как известно, воспринимали наш мир непрерывно воссоздающимся заново. Это напоминало известную сказку Платона про пещеру, за тем отличием, что стробоскопическое мерцание их мира обеспечивалось работой Проэктора, который, по их разумению, работал на крови. Отсюда непрерывные человеческие кровопускания. Это было необходимо для поддержания миротворения. Ацтеки рассказывали, что в древнем царстве Тольтеков явился религиозный реформатор «наш юный господин пернатый змей», который понял, что Проэктор не нуждается в человеческой крови. Он нуждается в человеческом ОСОЗНАНИИ. Кецалькоатль, так звали принца-реформатора, отменил человеческие жертвоприношения, заменив их жертвоприношением цветов и бабочек; но жрецы старой масти не смирились, принц-реформатор проиграл и был принужден удалиться в изгнание. По астрологическим расчетам выходило, что он вернется в год по нашему летоисчислению соответствующий году экспедиции Кортеса, кажется. Отсюда многие недоразумения. В милитаристском государстве Ацтеков древняя игра в мяч, при которой проигравшая команда отдавала свою кровь на поддержание миротворения, были заменены т.н. «войнами цветов». К сожалению, они были столь же человекогубительны и напоминали групповые бои на рыцарских турнирах, при которых команды «леопардов», «орлов» и т.п. в нужное время на нужном месте сражались друг с другом. Пленные отдавали свою кровь на поддержание миротворения. При этом, в солнечном и красочном, но жутковатом мире Ацтеков вполне легально существовало религиозно-реформационное движение представители которого приносили в жертву Проэктору свои ВЫСШИЕ ЧУВСТВА И ОСОЗНАНИЯ в форме особого рода кодифицированной ПОЭЗИИ. Считалось, что и некоторые формы пластических искусств тоже могут быть принесены как жертва.
Мне кажется, что это самая осмысленная и логически безупречная «философия искусства», как это у нас в РГГУ называется.
СИНХРОНИЯ