фильмом навеяло

Jan 28, 2013 02:13

Возвращалась из Москвы автобусом. Там фильмы показывают. Сегодня показывали "Весну на Заречной улице". Фильм этот мы видели не один раз, сейчас он выглядит очень наивным. Но я подумала о том, как трудно начинать работать сразу после института, особенно со взрослыми. И вспомнила маму, она всю рабочую жизнь преподавала русский язык и литературу.
Мама училась в Нежинском пединституте. Тогда это был сильный вуз, преподаватели, которым в Киеве грозили репрессии, уезжали на периферию, таких много было в Нежине.
Сразу после получения диплома, мама вышла замуж. Папа служил в Мукачево, работать мама начала там. Рассказывала, что ее вызывали в горком комсомола и говорили, что она должна там проводить политику партии и подводили к тому, что должна доносить о том, какие настроения среди учительского коллектива. Среди учеников было много переростков, война прошла совсем недавно, из-за этого учились позже. Начала она работать в 5-6 классах. А потом 10-классники выжили своего учителя и сказали директору, что хотят "молоду вчительку". Когда маме сказали, что ее ставят на 10-й класс и дают там классное руководство, она долго рыдала, говорила, что боится работать с учениками, которые старше нее. К ней пришла делегация учеников, сказали, чтобы соглашалась, они будут ее слушать. И действительно, они сработались. Когда папа добился, чтобы его демобилизовали, они уехали в Краматорск. Маме долго писали письма, рассказывали о том, что происходит с бывшими учениками, как складывается жизнь.
Когда папа учился в мединституте Донецке, мама работала в интернате. Ее пугали, что там дети ужасные, с ними невозможно справиться. Но ничего, она даже в поход ходила с интернатскими детьми из Донецка в Жданов (Мариуполь), жили в палатках на берегу моря.
В Краматорске работала и в ПТУ, и в школах, последние годы в машиностроительном техникуме. Был период, когда работала в вечерней школе. И на завод ей приходилось ходить, как учительнице из фильма. Всегда переживала, если кто-то решал бросить, убеждала, что учиться нужно. Тем, кто старше, говорила о том, что нельзя отставать от своих детей. Она была искренней, заинтересованной в успехах своих учеников, ей доверяли. Я помню ее выпуск в вечерней школе, очень разные по возрасту были учащиеся - были и молодые, и люди в возрасте, которые не могли учиться раньше. Когда готовились к выпускному, приходили к нам домой, что-то готовили у нас. Я даже подружилась с девушкой из этого класса. Я тогда училась классе в седьмом.
Где бы мама ни работала - у нее начинали читать. Она очень много знала наизусть, считала, что учитель не должен поэзию читать по книге. Читала красиво, я в детстве очень любила слушать, как она читает стихи. В конце урока она выделяла время, чтобы рассказать о новинках современной литературы, о том, что печатается в литературных журналах. Умела увлечь, потому что сама была искренне заинтересована. К нам часто приходили ее ученики - кому-то помогала подготовиться к контрольным, к поступлению в вузы (не репетиторство), кто-то просто приходил поговорить. До последних дней ее жизни на День учителя обязательно кто-то из бывших учеников приходил поздравить ее.
А еще я думала, когда смотрела этот фильм, насколько легче начинать работать, когда у тебя защищены тылы, есть своя семья. Мама всегда говорила, что ей очень помогала поддержка папы, они очень дружно жили.
Когда я оканчивала факультет, тоже была замужем, сыну было 2,5. Когда есть семья, работать в образовании проще. Во-первых, всякие влюбленности не мешают, во-вторых, когда проживаешь опыт с мужем, с детьми, лучше понимаешь тех, с кем работаешь, уходит юношеский максимализм, понимаешь, что не все зависит от родителей, что дети не автоматы, которые можно запрограммировать и т.п.

мама, семья

Previous post Next post
Up