На днях я посмотрела "Санктум". Поначалу думала, что это какая-то вариация "Спуска". Все ждала, когда из глубин выплывут антропоморфные монстры и начнут поедать героев одного за другим. Возможно, как раз из-за отсутствия ожиданий, фильм произвел сильное впечатление. Потом с удивлением читала в интернете негативные отзывы от людей, говорящих, что таких фильмов много, что Кэмерон уже не Кэмерон, что вообще непонятно, зачем люди идут в какие-то пещеры, зачем было такой ценой искать какую-то новую дырку в земле, что фильм слишком жесток и так далее. Фильм, действительно, не совсем, наверное, понятный для обывателя
Начать с того, что снял фильм вовсе не Кэмерон, он лишь продюсировал его. И инспирирован фильм реальными событиями.
В 1988 году продюсер фильма Эндрю Вайт во главе группы спелеологов из 22-х человек, проводили иследования в пещере находящейся на равнине Наллабор когда их настиг, редкий для этих засушливых мест, циклонический шторм. Начавшееся в результате наводнение очень быстро затопило вход в пещеру, который выглядел просто как отверстие в земле, заблокировав в ней 15 человек экспедиции.
Спустя четыре часа после шторма все еще ничего не было известно о судьбе оставшихся членов экспедиции, запертых под землей. Однако шанс отыскать их был - Рон Аллум, один из всемирно известных дайверов, принимавший участие в экспедиции, сконструировал специальные пещерные радиопередатчики, позволяющие осуществлять радиосвязь на очень низкой частоте в пещерах, чего не позволяли делать обычные радиостанции. В надежде, что если кто-то из оставшихся внизу членов экспедиции уцелел, на поверхности была установлена приемная станция. И ровно в тот момент, когда обычно выходили на связь, из динамиков послышался слабый голос, который пробивался сквозь шум и треск. После перечисления имен тех, кто оказался заперт, было понятно, что выжили все.
Затем начался медленный процесс разведки нового выхода - как с поверхности, так и силами тех, кто оставался внизу. Медленно, но верно в течение последующих 24 часов такой выход был найден. Однако пещера все еще была крайне нестабильна, и был огромен риск дальнейшего обрушения, поэтому, чтобы не подвергать опасности жизнь сразу нескольких человек, было решено подниматься по одному и только после того, как очередной спасенный достигал поверхности.
В фильме же спелеологам самим приходится искать предположительно существующий выход без связи с поверхностью.
За образец входа в пещеру была взята пещера Ласточек в Мексике.
Вход выглядит как огромная дыра в горе диаметром порядка 55 метров. Отверстие почти круглое. Это место обитания колонии птиц, которая состоит из нескольких миллионов особей. Населяют пещеру черные стрижи и попугаи. По утрам стаи птиц летят по спирали, набирая высоту, пока не достигнут выхода из пещеры. По вечерам стрижи возвращаются в пещеру, причём они пикируют стаями по нескольку десятков особей пока не достигнут уровня своего гнездовья в пещере. Еще там проживает множество змей, насекомых и другой живности.
Визуально фильм хорош, хотя большую часть времени герои проводят в подземных лабиринтах среди камня и воды.
Сюжет насквозь архетипичен, не случайно фильм назван Санктум, иначе говоря Cвятилище.
Пещера, на языке символов означает Чрево Матери - центр мира, сердце; место соединения личности с высшим, место встречи божества с человеком. Пещеры были раньше излюбленным местом инициации, где человек оставался один на один с темнотой, внешней и внутренней, и его задачей было обрести свет иного порядка.
Инициация, посвящение есть ни что иное, как символическая смерть и символическое рождение. Входя в пещеру, инициируемый умирал для этого мира. Затем, пройдя тяжкие испытания, он рождался вновь, выходя из пещеры с новым статусом "дважды рожденного". Таким образом в фильме мы имеем не просто дайверов-спелеологов, а тех, кто по воле случая вступает в лабиринт Минотавра. Ну а пещера методочно выбраковывает всех, кто не нашел свою внутреннюю нить Ариадны.
Мальчик в фильме из капризного и слабого подростка превращается в мужа, обретает единство с отцом, которого раньше отвергал и не понимал. При этом он вынужден убить своего отца, тк отец смертельно ранен, не сможет пройти путь до конца, и его смерть в одиночестве в темноте была бы мучительна. Это же и есть основной сюжет абсолютно всех мировых мифов, вплоть до характера героев - жесткий опытный властный отец и сын, приходящий ему на смену, у которого сила и сердце не разделены.
Теперь о том, зачем люди лезут во всякие пещеры. Признаться, порой труднее понять, почему другие этого не делают. Не буквально, конечно. У каждого своя личная пещера, которая придает жизни смысл. Если туда не лезть, жизнь превращается в беличье колесо. Человек так устроен, что как только прекращает поисковую активность, умирает. Депрессии подкашивают, иммунитет падает, появляются зависимости. Здесь пещера - не побег от ипотек и офисов, не блажь какая-то, это чистая религия, дающая жизнь и силу. И стихи Кольриджа - как молитва.
In Xanadu did Kubla Khan
A stately pleasure-dome decree,
Where Alph, the sacred river, ran
Through caverns measureless to man
Down to a sunless sea.
Где Альф бежит, поток священный, через пещеры, неичислимые для человека, вниз к бессолнечному морю - в русском переводе, к сожалению, нет этого ощущения бездны, оригинал куда лучше перевода, словно затягивает. В каждом живет кусочек бездны, которая вечно будет стремиться соединиться с целым. Если смотришь в пропасть, помни, что пропасть тоже смотрит на тебя.
скачать видео на filmz.ru