Раз уж заговорили, то пора показать рассказы..хмм...нет, я не буду публиковать
все сочинения, только, то, что понравилось, "ЗАЦЕПИЛО" больше всего.Буду выделять крупным шрифтом самые запоминающиеся места... И первый рассказ я для себя назвала "ХЛЕБНЫЙ СОЛДАТИК"...
22 июня 1941 год. Был прекрасный воскресный день, как вдруг по радио объявили, о том, что случилось ужасное: началась Великая Отечественная война.
И неужели вы забыли об этих 4-х ужасных годах, когда Ваши Отцы, Деды и Прадеды, и даже Женщины и Дети закрывали своей грудью ваше будущее и будущее своей страны. Буквально отдавая свои жизни, только ради того, чтобы вы жили в счастье, добре и не знали, что такое боль и голод. А что же вы? Около половины молодежи даже не знают о том, какой ценой далась нам победа над фашистами. А некоторые вообще считают, что победили мы только благодаря США и война - это обыкновенное явление. Победа наша для сегодняшней молодежи - пустой повседневный звук. А вы представьте, как больно это слышать и видеть тем, кто прожил это суровое время?! Ведь это было, и было это не один день, а целую вечность, которой не было видно не конца ни края, лишь ежедневный страх, труд, боль и ожидание…
И для того, чтобы вспомнить то, что происходило и напомнить всем остальным, я хочу рассказать немного о бабушке моей мамы, которая встретила войну девятилетним ребенком.
Интервью с ребенком войны.
Попова (Угарова) Валентина Павловна. 2010 год
Исследователь: Имеете ли вы какое-нибудь отношение к Великой Отечественной войне, если да, то, какое?
Валентина Павловна: Да. Когда мне было 9 лет, началась война.
Исследователь: А где вы жили? В каком городе?
Валентина Павловна: В городе Солнечногорске, Московской области.
Исследователь: Сколько человек было в вашей семье во время войны?
Валентина Павловна: Нас было четверо - мама, старшая сестра, я, и младший брат. Папа ушел на фронт.
Исследователь: Сколько лет было вашему брату и сестре?
Валентина Павловна: Сестре было 11 лет, а брату было всего лишь 16 дней.
Исследователь: Как и чем вы питались?
Валентина Павловна: Собирали травы, ягоды, грибы. Мама подрабатывала-чинила мешки из-под муки. Иногда в уголках мешков оставалась спрессованная мука, из которой варили похлёбку. Получали паёк. Когда в нашем доме жил барон, его повар отдавал нам очистки от картофеля. В окрестных деревнях меняли вещи на продукты.
Исследователь: Какое самое яркое воспоминание у вас осталось о тех днях?
Валентина Павловна: Это было моим самым страшным воспоминанием. Когда выгоняли немцев, шли страшные бои, наши наступали, а немцы, отступая, стали бомбить и обстреливать по домам из миномётов. Было много раненных. Дети и матери прятались в глубоких вырытых ямах. В эту яму залезла вся наша семья. Потом мама ушла помогать перевязывать раненых. А ещё мне больше всего запомнился голод. Постоянно нам хотелось кушать. Было всегда холодно и голодно. И чем могли, помогали своим матерям.
Исследователь: Жили ли у вас во время войны немцы?
Валентина Павловна: Да, было и такое. У нас жил какой-то барон.
Исследователь: А как он относился к тому, что у вас маленький ребёнок?
Валентина Павловна: Витеньке было запрещено плакать, а если и заплачет, начинали кричать на маму. Тогда мама хватала Витю и бежала с ним на улицу и там, на морозе, укачивала его.
Исследователь: Видели ли вы пленных солдат, при каких обстоятельствах?
Валентина Павловна: Да. В 1941 году немцы пригнали русских солдат. Они относились к ним, как к животным. Поили и кормили из посуды, с которой кормили домашний скот.
Исследователь: Правда ли, что все оккупанты были жестокими и бесчеловечными?
Валентина Павловна: Нет, неправда. Это я поняла, когда к нам приехал жить барон. При нём были повар, конюх и горничный. Вот, например, горничный Пауль, хорошо знал русский язык и часто разговаривал с мамой.
Также с теплотой вспоминаю я повара барона. К сожалению, имени его не помню. Но зато запомнила его добрые глаза и желание помочь людям, независимо, враги они или друзья. Особое отношение у него было к детям. Как-то раз испёк хлебного солдатика и подарил его старшей Тоне. Велико было её изумление, когда спрятанного под подушкой солдатика поочередно обнаружили остальные дети и отгрызли нос, уши, ноги, руки.
Исследователь: Как восприняли окончание войны ваши близкие?
Валентина Павловна: Воспринимали двояко. С одной стороны, испытывали радость. А с другой стороны, глубокое горе. С войны вернулись только двое, а 10 человек из нашей семьи погибло. И так было повсюду. Не было ни одной семьи, которая не переживала горе, печаль, отчаяние. Мой папа вернулся только в 46-ом году инвалидом. Воевал в Ленинграде, по Ладоге возил продукты, снаряды, вывозил людей. Был ранен весной 45-го в Берлине.
Исследователь: Что бы вы пожелали нашему поколению, не знавшему войны?
Валентина Павловна: Дай Бог, чтобы последующие поколения так и не узнали о войне. И ни разу не испытывали такого ужасного страха, голода и холода, как когда-то мы. Пусть в их сердцах всегда будет мир и добро, любовь к родителям, братьям, сёстрам и всем людям. Это и есть моё самое заветное пожелание.
Исследователь: Какова на ваш взгляд цена победа?
Валентина Павловна: Миллионы загубленных жизней, искалеченные судьбы людей, горе, страдания народа. И всё это невозможно восполнить ничем.
Полный вариант Степаненко Елизавета, ученица 6 класса МОУ «Яндыковская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: Сапахова. С.К., учитель истории и обществознания