Эта история произошла ровно 22 года назад. Летом 2000-го знаменитый российский парусник «Крузенштерн», соперничества с которым боялись многие сильные команды, участвовал в масштабной трансатлантической гонке The Tall Ships Races.
Он уверенно шел первым, когда с польского судна поступил сигнал о бедствии: сорвалась с мачты и упала с 30-метровой высоты девушка-практикантка. Команда «Крузенштерна» приняла решение сняться с гонки, чтобы помочь команде соперников и спасти пострадавшую.
Всё произошло на финальном отрезке Галифакс - Амстердам. Из Новой Шотландии большие парусные суда стартовали в конце июля, путь должен был занять 20-30 дней и завершиться в районе острова Уайт в Ла-Манше. В классе «А» участвовали два российских судна, два польских, два голландских, а также команды из Уругвая, Канады, Германии.
Явный лидер гонки «Крузенштерн», как это не раз случалось прежде (две прошлые аналогичные гонки он уверенно выиграл), шел первым. Российской команде явно прочили победу. Но на пятый день пути произошло несчастье, изменившее весь ход событий.
Как-то ночью начался сильный шторм. На польском барке «Погория», как и на других судах, команда убирала паруса. Вдруг одна из членов экипажа, практикантка Джоанна Церлинска, сорвалась с 30-метровой мачты и полетела вниз. Падая, она пыталась хвататься за части мачты, что затормозило скорость, но удар все равно был очень сильным. Девушка упала на крышу рубки, позже медики обнаружат у пострадавшей переломы таза и бедра, ушибы внутренних органов и другие травмы.
Как вспоминал капитан «Погории» Анджей Шламинский, при падении Джоанна сильно ударилась головой. Ее давление стало стремительно падать, она была в крови. Врачей же на борту парусника не было.
Поляки запросили помощь у других шедших поблизости судов. Не откликнулся никто. «Крузенштерн» на тот момент шел далеко впереди, ведь он, напомним, был лидером. Но Шламинский решил попросить помощи и у россиян, тем более что на борту «Крузенштерна» находились два профессиональных врача. Капитан Михаил Новиков и капитан-наставник Геннадий Коломенский тут же приняли единственно верное решение: не выходя из гонки, лечь в дрейф и прийти на выручку польскому судну.
Капитан Новиков (слева) с командой во время одного из морских походов.
На дежурном катере несколько членов экипажа «Крузенштерна», включая врача Александра Шабалина, приблизились к «Подгории». Однако волны оказались такими большими, что россияне поняли: подняться на борт не смогут. Тогда поляки переложили пострадавшую в свою лодку и спустили вниз, где ее и забрали моряки «Крузенштерна». Джоанну доставили на борт российского барка, после чего он вышел из дрейфа и продолжил гонку.
Врач российского барка (слева) и капитан польской команды (справа).
После двух дней борьбы за жизнь 22-летней девушки российским врачам удалось привести ее давление в норму и вывести ее из шокового состояния, но оно все равно оставалось тяжелым. Поэтому было решено запросить помощи у Канады, которая на тот момент была ближе всего, и передать ее в госпиталь. Капитан российского парусника принял решение с гонки сняться, о чем предупредил гоночный комитет, и барк направился в сторону порта Сент-Джонс.
Прилетевший на помощь канадский вертолет совершил невероятное: несмотря на сильный ветер, он завис аккурат над «Крузенштерном», и девушку удалось поднять на его борт. Джоанну забрали в госпиталь.
Только на следующий день «Крузенштерн» снова включился в гонку, потеряв в общей сложности почти 44,5 часа. Стоит ли говорить, что соперники к этому времени ушли далеко вперед. Новые лидеры гонки были уже в шести милях от российского парусника, он же теперь занимал последнее место.
И тут произошло самое неожиданное. Когда после продолжительного пути участники приблизились к берегам Европы, лидеры гонки попали в обширную штилевую зону и почти остановились. Команда же «Крузенштерна» предусмотрительно решила двигаться севернее и в итоге поймала попутный ветер. Благоприятные условия позволили российскому барку лететь на всех парусах со скоростью 12-14 узлов.
Первого августа «Крузенштерн» вышел на первое место среди судов своего класса, а 13-го достиг финиша у острова Уайт - первым в классе «А» и вторым среди всех участников регаты. Гоночному комитету даже не пришлось корректировать время в связи с его задержкой - победа и без того была убедительной.
Ликуя, российский экипаж включил песню Queen «We are the champions», а потом команда хором запела «День Победы».
«Крузенштерну» был вручен Мировой кубок портов Канады, а капитану Коломенскому дали специальный приз Vicky Scott Trophy. Завершилась регата Sail Amsterdam 2000 большим парадом парусников, за которым наблюдали миллионы зрителей.
В родном Калининграде победителей встретили как героев. Их чествовали за победу в гонке, о героическом же поступке в прессе упоминали лишь вскользь, так что широкой огласки в своей стране он не получил.
Крузенштерн в окружении более мелких судов.
Между тем победа россиян понравилась не всем. Команда другого польского судна, «Дар младежи» (напомним, как и другие соперники, не пришедшая на помощь своим соотечественникам в трудную минуту), сразу после окончания гонки подала протест, пытаясь оспорить первенство «Крузенштерна». Она заняла второе место и настаивала на том, что победа должна была достаться ей. Впрочем, лидерство россиян было настолько бесспорным, что протест удовлетворен не был.
- Как бы ни совершенствовался флот, на первом месте всегда останется человеческий фактор, - комментировал позже историю со спасенной девушкой легендарный капитан Геннадий Коломенский, - К нештатным ситуациям человек не всегда готов, он оказывается один на один при встрече с морем, с ветром, с волной. И тут он всё это получает.
Несколько лет спустя Джоанна Церлинска написала российским морякам письмо благодарности. Она сообщала, что никогда не забудет их человечный поступок, спасший ей жизнь, их отвагу и профессионализм. В калининградском музее до сих пор хранятся фотографии с этой легендарной регаты и памятная медаль польской «Погории».
Ныне покойный (скончался в 2014 году) Геннадий Коломенский в парусном спорте человек-легенда. Вот лишь два интересных факта из его морской жизни.
Однажды во время гонки в Ирландском море суда попали в сильное встречное течение. Капитан-наставник Коломенский понял, что двигаться вперед смысла нет (идешь, а тебя, наоборот, сносит назад) и предложил капитану Новикову отдать якорь. Тот доверился опыту и смекалке старшего товарища. «Крузенштерн» остановился. Пять часов спустя оказалось, что часть обогнавших их судов, за счет встречного течения «скатилась» назад, а они вышли в лидеры.
А еще члены команды вспоминают, что вместо капитанской фуражки капитан-наставник Коломенский всегда носил бейсболку. Но зато с кокардой.
отсюда