В последнее годы во все сферы человеческого бытия уверенно стал входить минимализм. Искусство живописи также не стало исключением.
Сегодня поговорим о ярком представителе этого направления - современном польском художнике Яреке Пучеле и его авторских живописных работах, которые, являясь превосходным примером минимал-арта, доказывают, что отсутствие мелких деталей отнюдь не портит впечатление от увиденного, а наоборот, дает зрителю полную свободу в его фантазиях.
Не зря ведь говорят, что все гениальное - просто. И это, как никогда, понимаешь, глядя на картины этого мастера, все творчество которого построено на романтичных, нежных и красивых историях. Они "прочитываются" в его работах без лишних линий и штрихов. Автор абсолютно не вникает в мелкие детали, даже лица его персонажей иногда выглядят как локальные цветовые пятна.
On the shore. (На берегу). Автор: Jarek Puczel.
При этом нужно отметить, что работы Ярека Пучела от такой трактовки ничего не теряют, даже наоборот... Эффект обобщенности придает им некий налет метафоричного и туманного, лёгкого и приятного. Вот именно за эту изюминку и ценят высоко картины мастера на арт-рынке.
Bright sun. (Яркое солнце). Автор: Jarek Puczel.
Для начала, хотелось бы отметить, что такому понятию, как "минимализм в искусстве" - уже более века. И характеризуется оно простотой и единообразием форм, а также творческим ограничением. Возник минимализм в США в первой половине 60-х годов, своими корнями глубоко уходя в предшествующие авангардные направления, такие как: конструктивизм, супрематизм, абстракционизм, формалистическая американская живопись конца 50-х годов, поп-арт. Однако, если разобраться, заглянув историю искусства, то первым кто попытался говорить на языке минимализма был Казимир Малевич, с его "Черным квадратом", созданным еще вначале прошлого века. Он сумел достичь апофеоза в упрощении и цвета, и формы.
White crow. (Белая ворона). Автор: Jarek Puczel.
Тем не менее, основателем этого направления все же считается американский художник Фрэнк Стелла, представивший в 1960-м году свою серию «Черных картин», в которых доминировали упорядоченные прямые линии. А уже, спустя несколько лет свет увидели его первые минималистские произведения. А вот сам термин «минимал-арт» непосредственно принадлежит философу и искусствоведу Ричарду Уолхейму, который применял его чтобы обозначить новые тенденции в творчестве художников и скульпторов.
Это направление 60-70-х стремительно вошло в моду. Художники-минималисты отказались от композиционной и колористической сложности, наслоения образов, детализации и субъективизма, целиком подчиняясь характерной для минимализма простоте. К слову, минимализм и сейчас в моде, но о нем сейчас чаще всего говорят не только как об изобразительном и дизайнерском приеме, а и как о модном образе жизни, при котором люди обходятся самыми необходимыми вещами.
Together on the roads of life.(Вместе по дорогам жизни). Автор: Jarek Puczel.
Польский художник Ярек Пучел является продолжателем лучших традиций минимал-арта. Его картины целиком погружают зрителя в пространство реальности и взаимоотношений между людьми посредством минималистических художественных средств. Виртуоз минимализма невероятно мастерски изображает основную суть вещей, отбрасывая, как на его взгляд, практически все лишние детали.
Awakening. (Пробуждение). Автор: Jarek Puczel.
Обыденные, драматические и романтические моменты раскрываются художником прозрачно, без лишних визуальных уточнений и прорисовок: легкий абрис или образный силуэт выражает иногда куда больше, нежели скрупулезно прописанные детали. При этом он использует минимум цветовой гаммы. Максимальная лаконичность в колорите - вот еще один конек художника.
Believe in you cinematic. (Верю в кинематографичность). Автор: Jarek Puczel.
Каждая работа мастера в целом - это художественное исследование. Его живопись изучает, показывает раскрывает, но не интерпретирует. Иногда кажется, что смотришь какой-то фильм, где есть сюжет и герои, но всё очень образно и нечётко. Ибо художник, исследовав красоту разных ситуаций, обобщает изображение, тем самым заставляя зрителя "читать между строк" и находить объяснения самостоятельно. Правда, названия картин часто дают подсказку к определённому сюжету.
Still from the film. (Кадр их фильма). Автор: Jarek Puczel.
«Жизнь - это кинофильм или игра с иллюзией», - утверждает Пучел, - «окружающий нас мир - огромная детская площадка, где играют друг с другом различные реалии».
Still from the film. (Кадр их фильма). Автор: Jarek Puczel.
Что же касается техники, художник весьма оригинально изображает пространство и перспективу. Он
не дает чётких границ, не изображает видимую линию горизонта. Ты как бы вне пространства, вне какого-то места. Скорее это похоже на сновидение, на запечатленное в памяти воспоминание, или что-то подобное.
Agnieszka, Agnieszka. (Агнешка, Агнешка). Автор: Jarek Puczel.
Зачастую на его полотнах много света. Он мастерски создаёт иллюзию солнечных бликов на лицах, стенах, предметах. Кажется, что их можно потрогать. Почти физически ощущается тепло солнечных лучей на коже, что создает эмоциональный фон, успокаивающий и мягкий.
Parting. (Разлука). Автор: Jarek Puczel.
Согласитесь, невероятно сложно научиться отбрасывать несущественное, когда хочется сказать очень многое. Ведь так легко "закопаться" в мелких деталях... А вот, когда смотришь на картины Ярека, трудно представить какие такие детали сказали бы больше, чем уже сказано. Действительно - это мастерство высокой пробы.
Wanderer. (Странник). Автор: Jarek Puczel.
Fascinating book.(Увлекательная книга). Автор: Jarek Puczel.
Talk. (Разговор). Автор: Jarek Puczel.
Pianist. (Пианист). Автор: Jarek Puczel.
источник