Шхуна «Святая Анна» в реке Неве, возле Благовещенского моста в Санкт-Петербурге, перед началом экспедиции Г. Л. Брусилова
В 1938 году в детском журнале «Костер» стали публиковаться главы из романа Вениамина Каверина «Два капитана». История, рассказанная писателем, вызвала невероятный интерес у мальчишек и девчонок.
Вряд ли сам Каверин сразу осознал, что совершил. Роман, который в законченном виде впервые был опубликован в 1945 году, стал, как говорят сейчас, культовым. Несколько поколений советских подростков, прочитав «Двух капитанов», выбирали профессии летчиков, моряков, полярных исследователей.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться», - этот девиз главного героя гремел по всей большой стране. Книга выдержала более сотни изданий, была переведена на многие языки мира, дважды была экранизирована.
И, конечно, повзрослев, читатели задавались вопросом: кто в действительности был прототипом капитана Татаринова?
Сам Каверин рассказывал, что в его истории переплетены реальные факты сразу из трех русских экспедиций: Георгия Седова, Владимира Русанова и Георгия Брусилова.
Внешность, характер и взгляды своего героя Каверин базировал на личности Седова, самого, пожалуй, известного из тройки исследователей.
Но история экспедиции Татаринова во многом повторяет историю экспедиции Георгия Брусилова.
«Казалось, так просто бороться: не слушаются, запинаются ноги, - а я вот возьму и нарочно буду за ними следить и ставить в те точки, куда я хочу. Не хочется шевелиться, хочется покойно посидеть, - нет, врешь, не обманешь, нарочно встану и пойду. Разве это трудно?» - в «Двух капитанах» это фраза из записей штурмана Климова.
Не все знают, что Каверин в данном случае процитировал реальный дневник штурмана Валериана Альбанова, являвшегося членом экспедиции Брусилова.
Георгий Брусилов был сыном первого начальника Морского генерального штаба Льва Брусилова. Его дядей был генерал Алексей Брусилов, осуществивший «Брусиловский прорыв», - самую успешную операцию русской армии в годы Первой мировой войны.
В возрасте 20 лет молодой офицер Брусилов участвовал в русско-японской войне. В 1910-1911 годах он участвовал в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», занимался картографированием берегов Чукотки.
Полярные экспедиции Амундсена, Пири, Нансена и других иностранцев вызвали большой интерес в России. И одновременно сожаление: почему страна, обладающая самым протяженным побережьем Северного Ледовитого океана, отстает в подобных исследованиях?
Брусилов был человеком отчаянным. Вместо того чтобы пробивать разрешение на экспедицию в высоких инстанциях, он взял отпуск, решив все осуществить самостоятельно. Родственников убедил организоваться в акционерное зверобойное общество, собираясь покрыть расходы на экспедицию зверопромыслом в арктических широтах.
Главная задача экспедиции была сформулирована так: впервые пройти Северным морским путем под флагом России.
Для экспедиции в Великобритании приобрели паровую шхуну «Бленкатра», заплатив за нее 20 000 рублей. Кораблю дали новое имя - «Святая Анна» - в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой, приходившейся Георгию родной тетей.
Яхта «Бленкатра». Рисунок по фотографии из книги Хелен Пил «Полярные огни: отчёт о путешествии на яхте „Бленкатра“»
Впрочем, в финансовых вопросах тетя, выделившая на затею племянника 90 000 рублей, была очень жесткой. Условия, которые она выставляла, очень похожи на те, которые в «Двух капитанах» выставлял капитану Татаринову его брат.
Племянница начальника Главного Гидрографического управления Михаила Жданко Ерминия Жданко, ставшая врачом экспедиции, писала родным: «Юрий Львович (близкие именовали Георгия Брусилова Юрием ) такой хороший человек, каких я редко встречала, но подводят его все самым бессовестным образом, хотя он со своей стороны делает все, что может. Самое наше опоздание произошло из-за того, что дядя, который дал денег на экспедицию, несмотря на данное обещание, не мог их вовремя собрать, так что из-за одного чуть все дело не погибло. Между тем, когда об экспедиции знает чуть ли не вся Россия, нельзя же допустить, чтобы ничего не вышло».
Ерминия Жданко стала врачом экспедиции случайно. На «Святой Анне» она была просто пассажиркой по пути из Петербурга в Мурманск. Однако там Брусилов оказался на грани провала: старший помощник, судовой врач, один из штурманов и несколько матросов заявили, что они отказываются следовать дальше.
Это был почти крах. Как отправляться в такое сложное путешествие без укомплектованного экипажа? В итоге позицию врача закрыла 22-летняя Жданко, чей опыт ограничивался курсами медсестер, а штурман на судне остался один: Валериан Альбанов.
«Святая Анна» уходила в края белого безмолвия, имея экипаж из 24 человек, в котором профессиональными моряками были всего семеро!
10 сентября 1912 года двинулись в путь. Из Югорского шара отправили письма родственникам, после чего продолжили движение вперед, прервавшееся у Ямала. Здесь, примерно в 9 км от берега, «Святая Анна» вмерзла в лед. Экипаж начал готовиться к зимовке. Но в конце октября начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном. Поначалу это казалось даже удачей, поскольку позволяло обогнуть Ямал и остров Белый, чтобы выйти к Енисею. Но корабль относило значительно дальше на север.
«Святая Анна» превратилась в лазарет, болели две трети экипажа, включая капитана. Командование временно перешло к штурману Альбанову. Летом 1913 года корабль оказался севернее Новой Земли, и среди экипажа начались споры о том, как поступить дальше. Возник конфликт между Брусиловым и Альбановым, природа которого до конца непонятна. Не исключено, что всему виной были чувства к красавице Ерминии. Как бы то ни было, осенью 1913 года Брусилов отстранил Альбанова от обязанностей, превратив последнего, по сути, в пассажира.
В начале 1914 года «Святая Анна» дрейфовала севернее Земли Франца-Иосифа. Капитан Брусилов рассчитывал, что к лету 1915 года корабль выйдет на чистую воду в районе Гренландии либо подойдет к Шпицбергену.
Но припасы на судне таяли, и уверенности в том, что надежды капитана оправдаются, не было.
В итоге на «Святой Анне» произошел окончательный раскол. Десять человек во главе с Брусиловым решили остаться на корабле, а 14 во главе с Альбановым намеревались достичь обитаемых мест пешим путем.
Капитан не препятствовал их намерениям. Более того, до первой стоянки уходящих провожал весь экипаж. Задача группы Альбанова осложнялась тем, что байдарки, сани и прочий инвентарь для похода пришлось делать самим, так как изначально экспедиция подобного способа передвижения не предусматривала.
У группы Альбанова не было даже карты данных мест: вместо нее он использовал схематическое изображение из книги Нансена. Шли медленно, причем настолько, что дважды посланцы от Брусилова приносили им горячее питание.
Трое членов группы штурмана - матросы Иван Пономарев, Александр Шахнин и кочегар Максим Шабатура - решили вернуться на «Святую Анну».
Таким образом, на корабле осталось 13 человек, в группе штурмана Альбанова - 11.
До Земли Франца-Иосифа, где была заложена английская база арктических экспедиций, нужно было пройти 160 км. Но это в теории, а на практике ледовое поле, по которому двигались члены группы, сносило на север. Так воздействовало до того момента неизвестное ученым Восточно-Шпицбергенское течение.
3 мая 1914 года во время разведки пропал матрос Прохор Баев. 29 июня члены группы вышли на южный берег мыса Мэри Хармсуорт, где увидели море, свободное ото льдов. К тому времени у Альбанова оставалось две лодки, и людей разделили: половина поплыла, вторая пошла на лыжах по берегу. За время пути в береговой партии заболел и умер матрос Александр Архиреев.
На мысе Ниль обе группы встретились, а затем продолжили путь таким же порядком. Но к новой точке встречи береговая группа не пришла. Ждать до бесконечности было нельзя, и уцелевшие отправились дальше.
Карта района экспедиции лейтенанта Брусилова в 1912-1914 гг. из книги В. И. Альбанова «На юг к Земле Франца Иосифа!» - Петроград, 1917 год.
На пути к острову Белл умер матрос Ольгерд Нильсен. 7 июля 1914 года на пути к мысу Флора сильным ветром в море была унесена лодка с матросами Иваном Луняевым и Евгением Шпаковским.
9 июля 1914 года мыса Флора на Земле Франца-Иосифа достигли двое: штурман Альбанов и матрос Александр Конрад. Вместо 160 км им пришлось преодолеть до цели более 400...
Альбанов был болен, и весьма сомнительно, что он пережил бы ожидание помощи, которое могло растянуться на месяцы. Но ему и Конраду повезло: уже 20 июля 1914 года их подобрала шхуна «Святой великомученик Фока» с уцелевшими членами экспедиции Георгия Седова.
Шхуна «Святой великомученик Фока»
Валериан Альбанов передал все документы экспедиции, которые были при нем, в Гидрографическое общество. Они позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями, предсказать открытие острова Визе. Ну и, как уже говорилось, переход Альбанова позволил открыть Восточно-Шпицбергенское течение.
Известно, что группа Альбанова уносила со «Святой Анны» и письма остающихся членов экспедиции. Однако они так и не попали к родным. То ли Брусилов не доверил их Альбанову, передав кому-то из матросов, которые впоследствии погибли, то ли штурман их сознательно не донес, так как они могли содержать какие-то подробности конфликтов на борту «Святой Анны». Ясности в этом вопросе нет.
Поиски «Святой Анны» в 1914-1915 годах результата не принесли. В 1919 году Альбанов подал прошение адмиралу Колчаку с просьбой об организации новых поисков экспедиции. Колчак, конечно, был увлечен полярными исследованиями, но в тот момент ему было явно не «Святой Анны». Штурман Альбанов погиб сразу же после обращения к Колчаку: по одной версии, умер от тифа, по другой - стал жертвой взрыва боеприпасов на станции Ачинск.
В отличие от тайны экспедиции капитана Татаринова судьба Георгия Брусилова и его товарищей остается невыясненной. В 2010 году поисковой экспедиции под руководством Олега Продана на Земле Франца-Иосифа удалось найти человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова.
В 2016 году вертолет с участниками экспедиции «По следам двух капитанов» потерпел катастрофу в районе острова Белый в Карском море, возле полуострова Ямал. Жертвами крушения стали Олег Продан, Алексей Фролов и Михаил Фарих.
В марте 2017 года на острове Белый была установлена табличка:
«Михаил Фарих, Олег Продан, Алексей Фролов. Они искали пропавшую в арктических льдах в 1912-14 гг. шхуну „Святая Анна“ экспедиции Георгия Брусилова. Их вертолёт разбился 18 апреля 2016 года в Арктике рядом с островом Белый во время пятой поисковой экспедиции „По следам двух капитанов“. Они ушли, но их дело живёт. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Руководитель экспедиции на Землю Франца Иосифа по поиску следов пропавшей в 1914 году Арктической экспедиции Брусилова-Альбанова Олег Продан. 2010 г.
Что в итоге случилось со «Святой Анной» и членами ее экипажа, оставшимися с капитаном? В 1978 году в журнале «Вокруг света» была высказана удивительная гипотеза: судно под русским флагом, выбравшееся из ледовой ловушки, могло оказаться в прицеле германской подводной лодки. Ведь ни сам Брусилов, ни его спутники понятия не имели о том, что в Европе уже бушует Первая мировая война!
Это предположение кажется настолько чудовищной несправедливостью, что верить в него не хочется. Неужели люди, выжившие в поединке с Арктикой, стали жертвами немецких подводных пиратов?
Однако это всего лишь гипотеза в целом ряде других. Тайна «Святой Анны» пока не раскрыта.
источник