Советский ветеран, подполковник в отставке Юрий Трушечкин, принимавший участие во вьетнамской войне, был в составе ракетного расчета, уничтожившего в небе над Вьетнамом американский самолет, который пилотировал будущий кандидат в президенты США Джон Маккейн, и даже забрал в качестве трофея его личные документы.
Когда передвижные зенитные ракетные комплексы С-75 только появились во Вьетнаме, то первые два года боевые расчеты на них были полностью советскими. В СССР тем временем стали готовить по полной программе вьетнамцев-ракетчиков, включая стрельбы на полигоне. Вскоре братья по оружию приняли технику у наших специалистов и сами сели за ракетные пульты. Офицеров из СССР направляли им уже на подстраховку.
На ЗРК С-75 боевой расчет состоял примерно из 80 вьетнамцев и 7 русских. Причем «спецы» переезжали из дивизиона в дивизион.
Посылали во Вьетнам тех, кто имел опыт боевых пусков ракет на полигоне, кто хорошо знал технику. Команда набиралась разноперая - координатор, дизелист, высокочастотник… Я являлся офицером наведения. Нашей задачей, была прежде всего настройка техники. Кроме этого - устранение неисправностей, обучение вьетнамцев, тренировки. А главное - осуществляли полный контроль над функционированием комплекса. Дежурство же нес вьетнамский расчет.
Во время стрельб по самолёту Маккейна, за пультом сидел вьетнамец. Я, естественно, был рядом. Всю боевую работу выполняли наши братья по оружию. Задача советников - страховать их действия.
Абсурд сюжетов Вьетнамской войны
- Многие голливудские боевики посвящены различным операциям «зеленых беретов», героев-одиночек в той войне. А какие-то попытки спецподразделений армии США, скажем, проникнуть на вашу позицию, совершить диверсию, освободить пленных были?
- Что вы! Даже таких разговоров не припоминаю. Правда, когда сбивали американский самолет, янки делали все возможное, чтобы спасти летчика. Старались всеми средствами обеспечить его отход к месту, где пилота мог бы подобрать, например, вертолет. На палубах авианосцев американцы всегда держали силы, готовые немедленно вылететь на помощь летчику, попавшему в беду. У каждого из них был пеленгатор, поэтому определить место нахождения человека не представляло большой сложности.
- А вообще, - продолжает Трушечкин, - американцы и о нас не забывали, давали о себе знать. Например, сейчас уже можно без опаски говорить, что мы слушали «Радио «Энтерпрайз». Мощная радиостанция этого атомного авианосца вела на русском языке свои передачи, которые мы слушали, настроив приемники. Удивляло, что противник даже наших командиров знал по именам…
Джон Маккейн летом 1967 справа
«Флаг нищего» Джона Маккейна
«флаг нищего» - это такая бирка, где на пяти языках было написано, что он, американский гражданин, потерпел бедствие, просит оказать помощь. Нашита она была у каждого солдата и офицера армии США.
В личном деле Трушечкина значатся 5 уничтоженных американских самолетов, не считая «беспилотников».
Ракетчики не видят результаты пусков: ракеты улетали от места пуска на 25-30 километров. А самолет Маккейна упал в 5-6 километрах от позиции.
- Летчик катапультировался, - вспоминает Трушечкин, - и нам было видно, как он спускался на «крыле» - новой по тем временам форме парашюта.
Его взяла группа захвата:
Через некоторое время переводчик принес на позицию его документы и сферу - летный шлем. На нем очень ценилось стекло, которое изменяет освещенность в зависимости от интенсивности света. Притащили еще какой-то блок аппаратуры и «флаг нищего».
Среди вещей была летная книжка - это две сложенные пополам картонки. На ней фломастером было написано: Джон Сидни Маккейн. Открыл ее - там разлинованные графы, в которых были записаны даты проверки парашюта. Последняя отметка была сделана накануне вылета. Я забрал книжку себе в качестве сувенира. Лежала она всегда среди «вьетнамских» фотографий, а потом во время многочисленных переездов затерялась.
Почему хорошо помню фамилию сбитого американца? Потому что это единственный реальный документ США, который держал в собственных руках и хранил потом много лет дома.
За сбитый самолет Маккейна ракетчик Трушечкин получил орден Красной Звезды и тысячу рублей прибавки к пенсии.
В январе 2009 года скончался Русский ветеран, сбивший 6 октября 1967 года во Вьетнаме самолет Джона Маккейна.
Сергей Бабичев
источник