«А Ваське-то из восьмой квартиры жена рога наставила!» - можно услышать от бабушек на лавочке, знающих всё про всех жителей дома. Но почему именно рога стали символом неверности супруги?
По одной из версий, в древние времена жёны надевали шлемы с рогами мужьям, уходящим на войну. А сами в это время могли делать что угодно, изменять в том числе. Однако ни одного шлема с рогами так и не было найдено. Так откуда же появилась традиция называть рогоносцами мужей, обманутых жёнами?
Употреблять слово «рогоносец» и выражение «носить рога» стали ещё до нашей эры. Согласно древнеримским легендам, юноша по имени Актеон обзавёлся рогами. Случилось это из-за того, что он посмел подглядеть за обнажённой богиней Артемидой, купающейся в реке. Увидев прячущегося юношу, ставшего свидетелем запретного зрелища, богиня рассвирепела.
Артемида превратила Актеона в молодого оленя, а после натравила на него своих верных псов. Выходит, что в этом мифе «рогоносец» был не символом обманутого мужа, а синонимом любопытного человека. С супружеской неверностью это выражение стали связывать намного позднее.
В древние времена люди считали, что в рогах животных концентрировалась жизненная сила. Такие выводы были сделаны исходя из наблюдений за оленями. Перед сезоном спаривания самцы оленей дерутся за самку, используя рога в качестве оружия. А после спаривания рога сбрасываются, а сам олень становится менее активным. Кроме того, в Древней Греции «рогом» называли мужское достоинство. Наличие у мужчины большого «рога» считалось благословением богов. Так что вполне вероятно, что в те времена слово «рогоносец» употребляли, когда хотели сделать мужчине комплимент.
Со временем значение этого слова несколько изменилось. Про женщин, изменяющих мужу, стали говорить, что они «наставляют рога». Мол, чем больше любовников было у женщины, тем немощнее был её муж в постели. Дошла до нашего времени и эпиграмма с одного из древних могильных камней. Она гласит, что покоится в могиле рогоносец, «имевший в доме много Парисов своей Елены». То есть этот мужчина «обзавёлся рогами» из-за того, что его жена изменяла ему в его же доме.
Со временем рогоносцами стали называть всех мужчин, кому изменяли их жёны. А сердобольные соседи даже могли в шутку надеть на обманутого мужа рога, олицетворяющие мужское достоинство, желая тем самым ему помочь.
Не последнюю роль в этом ритуале сыграли мифические существа - сатиры. Во многих мифах их описывали как полулюдей с копытами вместо ног и с рожкам на голове. Сатиры славились своими любовными похождениями. Поэтому, чтобы вернуть мужчине влечение, из-за отсутствия которого жена начала изменять ему, и надевали рога на голову.
В XX веке Византией правил император Андроник Комнин, весьма охочий до женщин. Любовниц он выбирал среди жён своих приближённых. Женщины надолго оставались при дворе императора, а их мужья получали откуп. Андроник Комнин давал им разрешение охотиться в своих угодьях. И в знак разрешения на охоту и выражения милости императора над воротами усадьбы этих мужчин прибивали ветвистые оленьи рога. Быть рогоносцем в то время было даже престижно. А вот в Средние века ношение рогов было наказанием.
В германской армии в XIV-XV веках солдатам запрещали брать с собой своих жён или любовниц. Считалось, что в походе из-за женщин случаются одни несчастья. Тем же, кто на свой страх и риск умудрялся взять с собой на войну женщину, в наказание надевали на шею оленьи рога. Тогда они символизировали нечестность самого рогоносца и его безволие перед женскими чарами. Снимать рога запрещалось, поэтому воины-рогоносцы часто калечились. Из-за неудобных рогов они не могли нормально сражаться и погибали. Впрочем, командиры считали, что туда им и дорога
- нечего было ослушиваться приказов.
источник