Из истории наказаний. За что могли бросить за борт на русском флоте

Dec 14, 2018 15:30



Экипаж военного корабля - мужской коллектив, нуждающийся в жесткой дисциплине.

Особенно актуальна была эта истина для парусного и гребного флота, где от слаженности действий моряков зависел успех плавания, да и просто жизнь судна. Потеря матроса могла обернуться проблемой из-за банальной нехватки пары рук в трудную минуту. Поэтому смертная казнь на флоте никогда не была популярной, как в других родах войск.


Наказания и казни на русском флоте

Решив сделать Россию морской державой, Петр I взял за образец Голландский и Британский Королевский флот. В 1720 году императором был создан «Морской устав», в котором были изложены обязанности моряков военного флота, а также предусмотрены наказания за провинности. Базировался он на «Статьях Крюйса» - сборнике правил, составленных русским адмиралом норвежского происхождения Корнелиусом Крюйсом. Правила, в свою очередь, во многом повторяли устав Голландского военного флота.

Российский «Морской устав» был достаточно мягок к матросам и офицерам и как таковой смертной казни не предусматривал (кроме наказания за одну провинность, о которой рассказ ниже). Зато другие весьма «интересные» виды наказаний, которые он содержал, вполне могли заменить казнь: килевание и купание с реи.

Килевание предполагало протаскивание провинившегося под днищем корабля - с одного борта на другой. Наказуемого для этого крепко связывали и крепили к протянутому под килем канату. В зависимости от тяжести проступка процедуру могли повторять до трех раз. При этом, если тянули слишком медленно, наказуемый мог захлебнуться, а если быстро - мог получить серьезные ранения из-за ракушек, которые облепляли днище корабля.

Купание с реи выглядело следующим образом: провинившегося привязывали вверх ногами к канату, перекинутому через блок на рее, и резко опускали в воду, а потом поднимали. Процедуру также могли повторять несколько раз. Иногда до тех пор, пока шея наказуемого «случайно» не ломалась при ударе о воду или пока он не захлебывался.

Килеванием наказывали зачинщиков драки и матросов, трижды опоздавших к началу вахты. Более гуманное купание с реи назначалось для тех, кто уклонялся от авральных работ и участвовал в драке (но зачинщиком не был). Но самое суровое наказание ждало тех, кто в драке убивал товарища или причинял ему смертельное ранение.

За что наказывали смертью

Если верить книге А. А. Бочарова «Быт матросов военно-морского флота России в дальних походах середины XIX столетия», на флоте было лишь два преступления, которые карались смертью. Первое - своевольное оставление поста или сон во время вахты. За него назначалось трехкратное килевание, остаться в живых после которого было практически невозможно.

Второе - убийство. Казнь за него была не только мучительной, но и позорной. Убийцу вместе с жертвой крепко связывали или упаковывали в мешок из парусины и, утяжелив ядрами, отправляли за борт. Делалось это, естественно, в открытом море, чтобы у преступника просто не было шансов спастись.

Ярослав Горбунов

флот, наказание, интересно, история

Previous post Next post
Up