Писатель с Наталией Светловой и сыновьями (Ярославль, 1994 год).
Писатель предлагал супруге, которую сделал бесплодной, остаться у него в любовницах
Михаил Васильев
11 декабря отмечается 100-летие со дня рождения Александра Солженицына, автора романов «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Август Четырнадцатого» и др. Оценка его личности переосмысливается постоянно. Сначала его воспринимали как невинную жертву, затем называли «литературным власовцем», а после окрестили «живым пророком». Похоже, сейчас новый оценочный этап. Многие категорически против торжественных мероприятий, приуроченных к юбилею. И совсем никто не вспоминает, что 15 лет назад ушла из жизни первая супруга литератора - Наталья Решетовская. Действительно, кто она такая?
Шок, растерянность, гнев - все эти чувства перемешались в голове Солженицына тем памятным летним днем 1972 года. Приехав на свою дачу в Борзовку, что недалеко от Наро-Фоминска, он решил скосить траву. Вдруг коса наткнулась на маленький холмик, обложенный увядшими цветами. Из него торчал кусок полиэтиленового пакета. Александр Исаевич потянул за него и обомлел. Оказалось, внутрь была засунута его собственная фотография. Словно кто-то похоронил писателя, известного во всем мире, в крохотной могилке. Солженицын не сомневался в том, кто это сделал. И прекрасно знал, за что.
Занимались любовью на сене
«Какой странный брак, - сказала Галина Вишневская мужу Мстиславу Ростроповичу после знакомства с первой женой Солженицына Натальей Решетовской в начале 70-х. - Нет, они не созданы друг для друга». Не вязался в ее представлении угрюмый бородатый писатель с большеглазой хрупкой супругой, похожей на «вечную невесту из провинциального дворянского гнезда».
Познакомились Наташа и Александр в Ростовском университете - она училась на химфаке, а он - на физмате. 2 июня 1938 года состоялось решающее объяснение.
«Уже было темно, - вспоминала Решетовская. - На небе мерцали звезды. Мы гуляли с Саней по Театральному парку - это было самое любимое место наших свиданий. Мы сидели на скамейке под сенью белых акаций и тополей, о чем-то говорили. А потом Саня как-то неожиданно замолчал, глубоко вздохнул и… признался мне, что любит. Я просто растерялась и не знала, что сказать… и заплакала».
27 апреля 1940 года они расписались. В свадебное путешествие поехали в Тарусу, жили в доме без удобств. Саня читал ей вслух «Войну и мир», сравнивая юную жену с Наташей Ростовой, а жаркие ночи они проводили на сене, которым были набиты даже подушки. Казалось, что впереди долгая и счастливая жизнь…
С обманутой Натальей Решетовской. Фото из личного архива
Принудил к аборту
Детей молодой Солженицын не хотел категорически. Когда Наталья забеременела, он заставил ее сделать аборт. Как утверждает последний супруг Решетовской - литературовед Николай Ледовских, именно из-за этого она больше никогда не могла иметь детей. Более того, у нее развился рак матки, она долго и тяжело лечилась.
А вскоре грянула война. Мужа призвали. За все военное лихолетье они виделись всего месяц - Наталья посетила его на фронте по поддельным документам.
Великая Отечественная шла к победному концу. Казалось, вот-вот - и супруги снова будут вместе. Но за три месяца до Победы Солженицына арестовали за дикие письма, которые тот писал своему другу. В них он ругал Сталина, а также рассуждал о свержении советской власти. Это в военное время! Расстреливали и за меньшее, но Солженицыну дали восемь лет. Для Натальи настали тяжелейшие времена.
Она каждый месяц отправляла мужу посылки, несмотря на крайнюю нужду. Получала, к примеру, по карточкам селедку, обменивала ее на хлеб и посылала Солженицыну. Мать, чтобы помочь дочери, спекулировала. По тем временам очень серьезное преступление. После отмены карточной системы Наталья большую часть зарплаты также тратила на передачи. Муж писал ей: «Ты спасла мне жизнь и даже больше, чем жизнь».
Снова отказалась от детей
Перспектива выхода на свободу политзэка была туманной, к тому же впереди маячила бессрочная ссылка. Солженицын неоднократно писал, что дает жене вольную. И после четырех военных лет ожидания и шести лагерных Решетовская ответила на ухаживания коллеги по Ростовскому сельхозинституту, где преподавала. Всеволод Сомов был старше ее на 10 лет, имел двоих сыновей, Сережу и Борю, которые сразу ее полюбили. Наталья Алексеевна наконец-то смогла реализовать свои мечты о материнстве.
После четырех лет размеренной и вполне счастливой жизни с Сомовым Решетовская узнает, что Солженицын в 1953 году вышел на свободу. И в 1956-м оставляет свою новую семью, вернувшись к вчерашнему узнику. Ему нужна поддержка. Он болен, у него рак яичек, перенес две операции в тюремной больнице.
Однако все обошлось, Солженицын устроился учителем на минимальную ставку в 60 рублей, его супруга получала 320. Она буквально растворилась в любимом. Служила ему, его делу. Перепечатывала рукописи, вела переписку с осужденными, брала на себя всю рутину.
Жизнь налаживалась. В 1957 году писателя реабилитировали. По указанию Хрущева в журнале «Новый мир» печатают «Один день Ивана Денисовича». Замаячила Ленинская премия. Появляются деньги. Однако, по словам жены писателя, «в плане подарков Саня был достаточно скуп: иногда цветы - букетик ландышей в день регистрации, иногда ноты, книги». Самый дорогой подарок за всю жизнь - серебряный стаканчик.
«Вместе до гроба!»
Там, где слава, там и женщины. Муж начал изменять. Решетовская оправдывала его увлечения тем, что это часть жизни любого творческого человека. И терпела.
Одной из пассий была ленинградка, профессор математики. История фактически описана Солженицыным в «Красном колесе».
«Женщина была моложе меня года на четыре, - вспоминала Наталья. - Выглядела хорошо, а вот мне было некогда заниматься собой. И Саня увлекся. Поехал в Ленинград». Вернувшись, с порога признался в романе.
Решетовская сделала выводы, начала за собой следить. Даже хладнокровно предложила ошеломленному мужу жить в изолированной комнате с отдельным входом в квартиру.
А уж когда в гости пришел Александр Твардовский и начал сыпать комплиментами хозяйке - мол, и доцент, и машину водит, и на пианино играет, - Солженицын совсем размяк. «Можешь все ленинградские письма из папок выкинуть и уничтожить, - сказал он. - Этой женщины в моей жизни больше не существует».
27 апреля 1970 года они отпраздновали юбилей совместной жизни. Солженицын провозгласил тост. «Выпьем за то, чтобы до гроба быть вместе!» А через несколько месяцев Решетовская узнала, что помощница мужа Наталья Светлова беременна от него.
Попытка самоубийства
Удар был тем больнее, что сама Наталья Алексеевна отказалась от материнского счастья ради мужа. И вот теперь ее многоликий Саня предлагает развестись. «Ты будешь моей любовницей!» - «успокаивал» он. Вот тогда-то Наталья Решетовская и устроила похороны любви.
«Я взяла со стола полиэтиленовый пакет, положила в него фотографию Сани и пошла к своей скамеечке под ореховым деревом, присела на нее, а потом… потом чуть подальше от нее выкопала своего рода могилку. Присыпала ее землей, грани обложила гвоздиками, а из листьев какой-то травы выложила дату нашего с ним расставания-развода - 22 июля 1972 года», - написала она.
Солженицын был вне себя: «Ты меня как будто живьем похоронила!» - кричал он на Решетовскую. Искренне не понимая, что для нее самой жизнь потеряла всякий смысл. В отчаянии женщина приняла несколько пачек снотворного. Откачали ее с трудом. Но разрыв был уже предрешен. До официального развода Светлова успела родить еще двоих детей. А Солженицын, видимо, чтобы найти себе оправдание, начал обвинять женщину, посвятившую ему всю жизнь… в сотрудничестве с КГБ.
Спустя много лет он все же оплатит сиделку угасающей, прикованной к постели бывшей супруге. Но с последним юбилеем - 80 лет - поздравит ее не лично, а через разлучницу Наталью Светлову, мать своих троих детей.
Больше читать
здесь