Имя Ольги Спесивцевой - одно из знаковых в истории русского балета начала ХХ века. Утонченная и грациозная, она сияла на сцене Мариинского театра, приковывая взгляды зрителей.
Ольга Спесивцева - прима-балерина ХХ века.
Прима мастерски исполняла главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Жизель», «Корсар» и «Баядерка». В 1910-х годах казалось, что ее ждет великое будущее, но судьба жестока: на долю Ольги выпала борьба с туберкулезом, мучительная эмиграция за рубеж, преследования со стороны мужа… А последние годы жизни легендарная танцовщица провела в психиатрической клинике.
Ольга Спесивцева в балете *Умирающий лебедь*. Фото сделано в 1934 году.
Ольга Спесивцева, выступавшая под творческим псевдонимом Ольга Спесива, вошла в историю мирового балета благодаря мастерскому исполнению роли Жизель. За рубежом артистку-эмигрантку, бежавшую из СССР, так и называли - «Красная Жизель». Роль эта стала знаковой и для судьбы артистки: в молодости она долго и упорно изучала проявления сумасшествия у пациентов психических лечебниц. Юная балерина смотрела на ужасающие картины и пыталась в точности воссоздать манеру поведения умалишённых. Еще одним важным опытом для нее стало посещение крематория, где она видела, как сжигали тела умерших. Она ощущала потребность в такого рода эмоциях, и благодаря этому смогла воплотить на сцене образ девушки, потерявшей рассудок из-за предательства возлюбленного.
1917 год.
Серьезные физические нагрузки, душевные мытарства, эмоциональное истощение - все это негативно сказалось на здоровье Ольги. В 1920-е годы она впервые заболела туберкулезом, но смогла излечиться от этой болезни и вернуться на сцену, спустя пару лет. Революцию Спесивцева встретила в России, однако мысль об эмиграции уже ее не покидала. Она испытывала панические атаки, боялась преследования. Ольга вышла замуж за влиятельного советского партработника Бориса Каплуна, он помог ей и ее матери уехать во Францию. Своего мужа Ольга побаивалась, ей казалось, что он следит за ней, замышляет убийство.
Спесивцева в сценическом костюме, 1934 год.
В годы эмиграции спасала только работа. Спесивцева никогда не была тщеславна, она отдавала всю себя танцу, и во время выступлений не жаждала славы, ее прельщала сама возможность реализовать свои переживания в движениях, передать настроение, выплеснуть эмоции. Активно гастролируя в 1920-30-е годы, она выступала в Париже, Буэнос-Айресе, Сиднее и других крупных городах мира.
Утонченная и грациозная. Ольга Спесивцева.
Когда психическое здоровье пошатнулось, Ольга Спесивцева уехала в Нью-Йорк. Там во время одного из припадков врачи ее госпитализировали, приняв признания о том, что она прима-балерина, за вымысел сумасшедшей женщины. Спесивцеву лечили с применением электрической терапии, к счастью, ей удалось избежать лоботомии. 10 лет понадобилось Ольге на частичное восстановление, она излечилась от психических расстройств, но на сцену вернуться уже не смогла.
Спесивцева в костюме из оперы *Князь Игорь*, 1934, Париж.
На закате жизни Ольга Спесивцева жила в полном забвении в пансионе, организованном Александрой Толстой, дочерью великого русского писателя. Ольга прожила долгую жизнь, она умерла в возрасте 96 лет и похоронена в Нью-Йорке на крупном русском православном кладбище Ново-Дивеево.
Вспоминая об этой очаровательной балерине, Сергей Дягилев любил сравнивать ее с Анной Павловой, говоря, что обе они - две половины одного яблока. При этом Ольга была для него той половиной, которая обращена к солнцу.
Ольга Спесивцева - прима русского балета.
via