5 мая 1882 года по указу императора Александра III в Кронштадте была учреждена первая в мире школа водолазного дела.
Водолазный костюм.
Преподаватели всего за год делали из начинающих ныряльщиков настоящих профессионалов. Курсанты погружались в специальной трехметровой башне с холодной и мутной водой, поднимали со дна моря затонувшие якоря и обучались даже правописанию с арифметикой. Благодаря школе водолазное дело в России поднялось на мировой уровень. Учебное заведение существует по сей день и выпускает по 250 водолазов каждый год.
Первые водолазные аппараты появились в России еще в 1861 году, однако специалистов этой направленности не было. Водолазами назначались обычные матросы, которые умели хорошо плавать. Они могли осмотреть подводную часть корабля, но ощутимых результатов это не приносило. В 1877 году, когда началась русско-турецкая война, наши корабли потеряли на дне множество мин и заграждений и так и не смогли поднять их со дна.
Водолазная школа в Кронштадте стала первой в мире.
Наконец, 5 мая 1882 года, по указу императора Александра III в Кронштадте была создана первая во всем мире школа водолазного дела. Руководителем учебного заведения стал капитан 1 ранга Владимир Павлович Верховский. На первый курс набрали 68 человек - четырех офицеров и 64 матросов. Попасть на обучение смогли далеко не все желающие: в школу принимали только самых крепких и здоровых моряков по результатам медицинского освидетельствования. Перед преподавателями стояла задача: за год сделать начинающих ныряльщиков настоящими профессионалами.
Занятия в водолазной школе проходили целый день и требовали немалой выносливости. Утром и вечером курсанты совершали часовой заплыв на дальние дистанции. В теплое время года ученики проводили тренировочные спуски в Финском заливе. Они очищали гавани от свай и крупных камней, чистили винты лодок и поднимали со дна затонувшие якоря и мины.
Практические занятия продолжались даже зимой. С октября по май курсанты отрабатывали погружения, ныряя в специальный гидротанк, переделанный из парового котла фрегата «Дмитрий Донской». Конструкция представляла собой башню глубиной 3,5 метра.
Чтобы условия были максимально приближены к реальности, сооружение заполняли холодной и мутной водой, в которой ученикам нужно было найти какую-нибудь мелкую деталь. Позже башню заменили семиметровым бассейном с электрическим освещением.
За 4 года в учебном заведении подготовили более 200 матросов и офицеров.
В перерывах между физической подготовкой проходили теоретические занятия. На этом этапе курсантов разделяли на простых матросов и офицеров, которым предстояло руководить спусками. Так, матросам читали лекции по физиологии и гигиене водолазного дела, учили использовать и обслуживать оборудование, ремонтировать снаряжение, проводить подводные такелажные работы. Кроме того, для курсантов проводили занятия по правописанию и арифметике. Офицерам преподавали углубленный курс физики и химии, показывали, как выполнять водолазные схемы, составлять план действий и оценивать место проведения работ.
За первые четыре года работы школа выпустила более 200 квалифицированных водолазов. Работа бывших курсантов качественно отличалась от водолазных навыков неподготовленных матросов, и учебное заведение в Кронштадте прославилось на весь мир. Водолазы спасали аварийные суда и искали затонувшие корабли. Именно выпускники кронштадтской школы поднимали со дна знаменитый броненосец «Русалка» и работали под толщей льда, снимая с мели крейсер «Россия». В 1905 году водолазы совершили настоящий подвиг, прямо на плаву отремонтировав крейсеры «Жемчуг» и «Изумруд» и миноносец «Громкий».
В школе курсанты осваивали снаряжение и учились погружаться под воду.
Школа в Кронштадте просуществовала до 1924 года, после чего несколько раз меняла место дислокации, пока не была окончательно переведена в Крым. Именно там, в Севастополе, учебное заведение и находится по сей день, правда, уже под другим названием - 17-я военно-морская школа младших специалистов имени адмирала Отябрьского.
Здесь продолжают подготовку водолазов для всего Военно-Морского Флота России. В 2002 году день 5 мая, когда Александр III учредил легендарную кронштадтскую школу, стал официальным Днем водолаза. И хотя современные методы обучения кардинально отличаются от уроков вековой давности, по праву считают себя наследниками первых учеников школы на Финском заливе.
via