Фердинанда Порше не зря называют одним из талантливейших конструкторов за всю историю автомобилестроения. Именно он является создателем «Жука» - самой массовой модели за всю историю автомобилестроения. Но «Жуком» его достижения не ограничиваются.
Интересно, что выдающийся немецкий конструктор Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года вовсе не в Германии. Городок Мафферсдорф в то время входил в состав территории Австро-Венгрии. Молодой мальчик с самого детства проявлял ощутимый интерес к техническим наукам. Достаточно упомянуть, что уже в 15 лет он создал свой собственный генератор, благодаря которому можно было питать электричеством весь дом. А для Мафферсдорфа это была необычайная роскошь - в те времена электричество было только в доме бургомистра города
Свою трудовую карьеру Фердинанд Порше начал учеником жестянщика в фирме отца. Но всем было понятно, что этот мальчик способен на многое. Неудивительно, что Фердинанд уезжает в Вену и начинает посещать лекции в местном техническом университете. Попутно он работает в небольшой компании по конструированию электродвигателей. Естественно, пока еще не конструктором - молодому юноше поначалу поручили делать уборку в помещении. Но махать метлой ему довелось вовсе недолго.
Уже в 1898 году Фердинанда берут на работу в компанию Lohner, и он берется за работу над крупными проектами. Так, в 1900 году на автосалоне в Париже был продемонстрирован автомобиль, который, опередил свое время. Речь идет об автомобиле под названием Lohner-Porsche, которая была… электромобилем.
Причем, электрические двигатели были помещены в ступицы передних колес. И это в 1900 году! Потому не удивительно, что детище 25-летнего юноши было признано лучшим автомобилем выставки. В том же 1900 году Порше модернизирует своё творение, оборудовав его еще и бензиновым двигателем. Фактически, Порше сконструировал первый в мире гибрид! После этого начался стремительный взлет карьеры Фердинанда. В 1906 году он становится техническим директором компании Austro-Daimler. В возрасте всего 31 года он отвечает за весь модельный ряд огромной автомобилестроительной компании.
В то время Фердинанд был истинно счастлив. Он обладал любимой работой, собрал вокруг себя сплоченный коллектив единомышленников, в наличии все необходимые средства для создания новых машин. Да и с личной жизнью у Фердинанда все замечательно - в 1903 году он женится на симпатичной девушке Алоизии Каес, с которой встречался больше двух лет. Вскоре у молодой семьи рождается ребенок - девочка по имени Луиза. А спустя шесть лет Алоизия родила еще и мальчика, которого назвали в честь отца Фердинандом. А чтобы не было путаницы, ребенка в семье прозвали не иначе как Ферри - позже он с успехом продолжит дело отца.
После того, как Фердинанд стал руководителем Austro-Daimler, стало очевидно, что инженера наиболее интересуют гоночные автомобили. Он строит огромное количество спортивных машин, которые с каждым разом едут все быстрее и быстрее, принося новые победы. Если в 1909 году в соревновании за призы принца Генриха автомобиль Фердинанда финишировал вторым, то уже в 1910 году команда Austro-Daimler праздновала абсолютную победу - все три первых места. Причем, в этой гонке конструктор показал себя еще и как умелый пилот, ведь первой машиной он управлял самостоятельно! Присутствует и еще один довольно любопытный факт - механиком у Порше в той гонке работал молодой юноша Иосиф, который вскоре станет знаменитым, как руководитель Югославии Иосиф Броз Тито.
По окончании Первой мировой войны Фердинанд перебирается из Австрии в Штутгарт, став техническим директором уже всего концерна Daimler. Здесь он создает автомобили, принесшие знаменитость марке Mercedes. Именно им были созданы знаменитые компрессорные Mercedes 20-х годов прошлого века!
Но Daimler не стал пределом карьеры Фердинанда. После нескольких лет работы Порше увольняется оттуда и открывает свою собственную кампанию. Так в 1931 году и рождается компания с длинным, но понятным именем: «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». Нехватки заказов у талантливого конструктора не наблюдалось, потому что к тому времени он уже был известнейшим автомобильным конструктором Европы.
Популярность достигла такого уровня, что Фердинанду Порше даже предложили занять пост министра…в СССР. Это вовсе не шутка, в 1932 году Порше вместе с сыном по приглашению Сталина прибывает в Советскую Россию. В комфортном литерном вагоне они объезжают все масштабные советские стройки 30-х годов. Видимо Иосиф Виссарионович собирался поразить Порше размахом и возможными перспективами, ведь Фердинанду изначально предоставляли карт-бланш на все будущие работы. Но Порше все-таки решил не связывать свою жизнь с Россией.
В первой половине 30-х годов Фердинанд берется за создание самого знаменитого своего творения - первого народного автомобиля. Сначала заказ на строительство дешевой машинки ему дает мотоциклетная компания Zundapp, но этот проект из-за нехватки средств был позже прикрыт. После появления на политическом фронте национал-социалистов проект автомобиля для простого народа опять получил дальнейшее развитие. В 1934 году Фердинанд выкладывает собственную идею создания VolksWagen, которую поддержали новые власти Германии. «Германские рабочие не будут добираться до работы пешком. Благодаря национал-социализму у них будет свой собственный автомобиль», - восклицал фюрер во время своих выступлений.
Уже в 1935 году Фердинанд демонстрирует первые образцы нового автомобиля, а в 1936 году строится завод для создания этой модели. Интересно, что для его создания был начат сбор денег у простого народа. Придуманная национал-социалистами программа предполагала, что еженедельно рабочий будет переводить на спецсчет 5 марок. В итоге, через 3 года 8 месяцев он аккумулировал бы 990 марок, на которые покупал бы автомобиль под названием KdF («сила через радость»).
Более 300 000 немцев в серьёз поверили, что за 990 марок новые власти Германии дадут им новую машину. Но их чаяниям на светлое автомобильное будущее не довелось сбыться. Началась война, а те несколько сотен KDF, собранные на тот момент, были переданы высшим чинам Третьего Рейха.
Некоторые говорят, что Порше очень помог фашисткой Германии в войне, придумав танки «Тигр» и «Королевский Тигр».В 1944 году в советской прессе даже опубликовали заметку, написав, что 12 августа младший лейтенант А. Оськин подорвал новенький «Королевский тигр», которым управлял лично Фердинанд Порше. Утверждали, что конструктор был настолько уверен в непробиваемости своего танка, что сам сел за рычаги боевой машины (советских журналистов вовсе не смутило, что Порше в 1944 году было уже 69 лет, и он физически не мог решится на такой поступок). Тем не менее, более подробное изучение вопроса говорит о том, что у талантливого конструктора совсем не получалось создавать военную технику! Да, конструкторское бюро Порше участвовало в тендере на создание этой машины, но, созданный Фердинандом танк проявил себя хуже, чем танк от компании Henschel. А «Королевскому Тигру» конструктор лишь разрабатывал один из вариантов башни.
Поражение Германии в войне сильно задело семью Порше. И не только потому, что союзники разгромили штаб-квартиру конструкторов, из-за чего в огне был уничтожен весь архив с чертежами. В 1945 году французские власти арестовали отца и сына Порше - обвинив их в активном сотрудничестве с фашистским режимом, использовании труда военнопленных и выдаче гестапо бойцов Сопротивления, пытавшихся саботировать выпуск военной техники.
Ниже приведена уникальная фотография. Здесь Фердинанд Порше вместе со своим племянником Фердинандом Пихом и внуком Фердинандом Александром Порше(слева) изучают модель нового Porsche 356. В будущем оба этих мальчика сыграют важнейшую роль в развитии мирового автопрома.
19 ноября 1950 года Фердинанд Порше перенес инсульт, а 30 января 1951 года его сердце остановилось. Но перед смертью у Порше было ещё несколько счастливых моментов. Он увидел, как было запущено массовое производство его «Жуков». А, самое важное, они с сыном успели создать автомобиль, получивший название 356. Он стал первым серийный автомобилем новой компании Porsche!
На фото Порше младший и новый автомобиль под маркой 356
А вот он легендарный Volkswagen “Жук”, самый массовый автомобиль за всю историю автомобилестроения
via