...ответ на
http://yurij-maximov.livejournal.com/238279.html Давайте, для ясности в эпиграф вынесем слова прп. Симеона: "Занеже многая суть препятия, возбраняющая стяжати смирение: обрести же веру, и словесем Божиим уверовати, несть ниединаго препятствия возбраняющаго. Сего ради, аще восхощем от всея души нашея обрести веру, абие без всякаго труда обретаем ю: занеже вера - есть дар всеблагаго Бога, егоже дарова нам естественно, да имеем оный в произволении нашем, и имеем, егда хощем."
И эти слова и должны быть самой главной отправной точкой и самым главным итогом миссии. Потому и любое слово о вере вполне м. б. и проповедью и словоблудием, в зависимости от того, вселяет ли при этом Господь Дар Веры Христовой в сердца слушающих, с одной стороны, и принимают ли, готовы ли принять слышащие слово сие этот Дар, имеют ли они уши, чтобы слышать или пребывают в свинском состоянии и готовности через секунду попрать Дар Божий.
Прп. Евдокия, будучи блудницей, в гостинице, случайно услышав ночную молитву обустроившегося на ночлег за стенкой монаха, оставила все свое скверное житие и удалилась в пустыню, чтобы уподобиться Господу.
Легко провести параллель с этими "миссиями" на рок-концертах: хотя бы один из зрителей покинул нечестивое собрание, чтобы пойти в храм и молиться за вечерним богослужением?
С другой стороны перед нами всегда есть святоотеческий пример проповеди и миссии. Может быть во времена свт. Иоанна Златоуста не было молодежи или популярных общественных развлечений? Было и то и другое. Но видел ли кто когда-нибудь самого святителя или кого из подчиненного ему КП-ского духовенства на ипподроме? Более того, на 6ВС уже было даже специально записано: "Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх.", по-видимому, это запрещалось даже под видом "миссии".
Ну, а было ли какое особое миссионерствование, подобное сегодня пропагандируемому в "поисках новых форм" от отцов Церкви?
Что говорит молодежи свт. Августин Гиппонийский: "Эта наука - сам божественный закон, который, вечно оставаясь у Бога неподвижно и непреложно, как бы воспроизводится в душах мудрых, дабы они могли знать, что живут тем лучше и возвышеннее, чем совершеннее созерцают этот закон в мысли и чем прилежнее исполняют его в жизни. Таким образом, наука эта тем кто желает ее знать, повелевает следовать в одно и то же время двоякому порядку, одна сторона которого касается жизни, другая - занятий науками. Юноши, преданные ей, должны жить, воздерживаясь от любовных похождений, от приманок чрева и горла, от нескромного украшения и убранства тела, от пустых занятий играми, от сна и ленности, от тщеславия, зависти и ненависти, от честолюбия и властолюбия. Любовь к деньгам пусть считают вернейшей отравой всякой надежды. Пусть не делают ничего вяло, но ничего - и рьяно. К ошибкам ближних пусть не питают никакого гнева, или же обуздывают его так, чтобы казалось, будто его нет. Пусть не питают ненависти ни к кому. Ни одного порока пусть не оставляют без внимания. Когда наказывают, пусть берегутся, как бы не быть слишком строгими, когда прощают - слишком мягкотелыми. Пусть не наказывают ничего такого, что не в состоянии быть лучше, не извиняют то, что делается хуже. Пусть считают своими родными всех тех, над коими дана будет им власть. Пусть служат так, чтобы господст-вовать над ними было стыдно, господствуют так, чтобы приятно было им служить. К чужим ошибкам пусть не будут суровы. Вражды пусть избегают самым тщательным образом, вражду к себе переносят равнодушно, мирятся как можно скорее. В сношениях и обращении с людьми достаточно сохранять одну эту народную поговорку: никому пусть не делают ничего такого, чего не желают себе. Республикой управлять пусть не добивается никто, кроме совершенных. Но совершенными стать пусть стараются в возрасте сенаторском, а, точнее, в самой юности. Но и тот, кто обратится к этому поздно, пусть не думает, что для него не существует никаких правил; в возрасте зрелом он во всех отношениях сохранит их легче. Всю жизнь, на всяком месте, во всякое время пусть имеют или стараются иметь друзей. Людям достойным пусть услуживают, хотя бы они того и не ожидали. На гордых пусть мало обращают внимания и сами гордыми пусть не будут. Пусть живут прилично и пристойно. Пусть чтут Бога, размышляют о Нем, ищут Его, укрепляясь верой, надеждой и любовью. Пусть желают спокойствия и твердого порядка, здравого ума и мирной жизни."
Ну, а вот, - известное обращение к юношеству свт. Григория Богослова: "Очищением же души (чтоб сказать одним разом, и достаточно для вас) служит - презирать чувственныя удовольствия, не насыщать глаз нелепыми представлениями чудодеев, или зрением тел, возбуждающих к сластолюбию, и чрез слух не вливать в душу поврежденнаго сладкопения. Ибо от такого рода музыки, обыкновенно, возникают cтpacти - порождения рабства и низости. А нам должно учиться иной музыке, которая лучше, и ведет к лучшему, которою пользуясь Давид, творец священных песнопений, как говорит Писание, избавлял царя от неистовства. Сказывают же, что Пифагор, встретив упившихся на пиру, свирельщику, который управлял пиром, велел, переменив напев, заиграть на дорический лад, и пирующие так образумлены были этою игрою, что, сбросив с себя венки, разошлись со стыдом. А иные при звуках свирели предаются неистовствам, как корибанты и вакханты. Столько разности - наполнять ли слух сладкопением здравым, или негодным! Посему в этом господствующем ныне сладкопении должно вам участвовать менее, чем в каком либо из срамных дел."
И что подобного имеют в себе проповеди новоявленных "миссионеров"?
Более того, постыдным своим появлением в подобном месте священнослужитель хулит свой священный сан, а если он еще и монах, - то само понятие монашества хулится.
Ну, и из святых кого-нибудь мы можем представить явившимся на упомянутое позорище для проповеди? Нет, не древних святых, но почти наших современников. А из наших чтимых ныне отцов? Можете представить себе на рок-концерте оо. Матфея, Владимира Дивакова, недавно почивших Николая Воробьева и Владимира Виноградова, а о. Георгия Бреева... Можете представить? Вот и ответ.
__________________________
Вы говорите о том, что "прошел в рясе" это не миссия. Как сказать... Как-то я в магазине Ашан увидел одного из наших епископов, он был в рясе и скуфье с крестиком. Как бы это по-точнее описать...., понимаете, он _парил_ над окружавшей его покупательской суетой (его сопровождающие делали какие-то покупки), он просто стоял _над_ всем тем гомоном и толчеей, которая вертелась вокруг него, - действительно это была настоящая проповедь христиаского несообразования с миром сим и монашеского отречения от мира. Я и сам был поражен таким великолепием вида святительского. И совсем другое дело, когда священник в рясе носится по тому же самому гипермаркету, судорожно наваливая в тачку продукты, - неуж-то без рясы нельзя, тут уж антипроповедь какая-то получается.
И служба в храме.... помните, как были очарованы послы св. кн. Владимира богослужением во Святой Софии?
И сейчас ведь есть Дар Служения, когда, придя на службу в храм просто нет сил, чтобы отвлечься от службы. О. Василий Бабурин служит именно так, - имеет этот благодатный Дар.
Так что, и служба - это тоже проповедь.
_________________________
Вы ставите в пример иностранных миссионеров...
Почему-то не могу внутренне согласиться с тем, чтобы измерять успех "миссии" "количеством обращеннных душ".... что-то в этом не то.
....
И какая-то странная и неизвестно откуда взявшаяся установка - для успеха "миссии" надо непременно как-либо потрафить миссионируемым.
Тот же свт. Николай Японский - он прибыл в Японию иеромонахом для служения при Русском Консульстве, первая, созданная им община - сама собою распалась, прошло время и совершилось Чудо - к о. Николаю стали приходить японцы, чтобы услышать Слово, чтобы увидеть Церковь, чтобы стать христианами. И вот эта вторая община и дала начало нынешней Японской Церкви.
Слово Божие прежде всего необходимо самим людям, не знающим этого Слова, ибо без него они обречены на вечную погибель, а не Церкви - прирост численности верующих граждан. И никак невозможно превращать миссию в навязывание каких-то установок, какой-то информации. Наверное, это должно быть Чудо Божественное, когда вдруг десятки вьетнамцев на рынке, даже не увидев, а учуяв в незнакомом по-граждански одетом зашедшем на рынок человеке православного священника, - все вдруг разом замолчат и, обступив его, возжелают утолить свой голод, свою жажду Слова Божия, прося наставления или внимая уже глаголемому Слову проповеди. Без Чуда, мне кажется, невозможно.
И в ином случае что-то получается от комсомольства, "общественной работы", пропаганды и агитации.
К слову сказать, правильно обустроенные, спланированные и организованные помянутые Вами миссии в дореволюционной России как раз успеха и не имели.