Мусорная война продолжается

Apr 07, 2013 20:06

Мусорная война продолжается

Реформа, начатая 10 лет назад, двигается очень медленно и неэффективно. До сих пор есть лазейки в законодательстве, которые создают благодатную почву для разного рода злоупотреблений. Это хорошо видно на примере взаимоотношений между астраханцами и ЗАО «Астрахань Эко Сервис». На сегодняшний день это наиболее запутанный конфликт интересов сторон. Этой злободневной теме в этом году было посвящено уже два заседания рабочей группы экспертного совета при мэре города. На первом, кроме председателя ТСЖ и уполномоченных многоквартирных домов, присутствовали корреспонденты некоторых областных газет и руководитель региональной антимонопольной службы Н. С. Муркулов.

Представители общественности пытались вести конструктивный диалог с руководителями акционерного общества (далее - Общество). В ходе бурных выступлений обозначился целый список вопросов, волнующих горожан: завышенный, по мнению членов экспертного совета, норматив накопления ТБО, несвоевременный и некачественный вывоз мусора с контейнерных площадок, монопольное положение Общества и, как следствие, высокая цена за оказываемые услуги. А еще население до сих пор волнует главный вопрос: почему в тариф за сбор и вывоз бытовых отходов включена плата за их утилизацию? Поэтому представителям Общества были предложены пути решения возникшей проблемы. Однако такой диалог, видимо, не пошел на пользу руководству.

Уже 6 февраля появился новый договор на предоставление услуг по вывозу и размещению (использованию) ТБО, который Общество стало раздавать председателям ТСЖ, хотя действующий с 01.01.2010 г. считается заключенным на неопределенный срок. Все нарушения законодательства действующего договора перекочевали в него. Но к ним прибавились и новые.

Так, например, появилась обязанность потребителя за свой счет нести расходы по оплате негативных воздействий на окружающую среду, что противоречит закону. Управляющие организации или ТСЖ не являются субъектами отношений в сфере обращения с отходами, не занимаются размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности статьями 1 и 12 федерального закона «Об отходах производства и потребления» (смотри определение ВАС РФ от 15.02.2012 г. № ВАС-1007/12).

Руководство Общества также предложило ввести предоплату за оказываемые услуги, причем сумму и порядок оплаты определять в соответствии с какой-то Единой системой дифференциации плательщиков. Совсем не понятно, что это такое - то ли изобретение Общества (во что верится с трудом), то ли какой-то нормативный документ (тогда какой?). При этом стоит напомнить руководству Общества, что все отношения, в которые житель вступает с жилищно-коммунальной сферой, должны быть построены только на равенстве участников и свободе договора. Этого требует закон (ч. 1 ст. 1 ГК РФ). Заключая договор, граждане действуют своей волей и в своем интересе. Никто не может навязать им в одностороннем порядке те или иные условия договора, которые невыгодны или в чем-то ущемляют их права. А в данном случае нарушаются их права, предусмотренные не только ГК РФ, постановлением правительства РФ № 155, но и Жилищным кодексом РФ.
Что касается дополнительного соглашения к договору, то и здесь произошел конфуз. Вместо того, чтобы снизить нагрузку на население города, решили маленько заработать, сославшись на постановление мэра города № 4830-м от 28.11.2008 г. Вот только почему-то не учли, что норма накопления ТБО им установлена с учётом крупногабаритных отходов. Решили собрать с населения дважды: по тарифу и дополнительно. Как говорят в народе - аппетит приходит во время еды.

Второе заседание группы экспертного совета, представителей общественности и руководства Общества проходило в конце февраля. Освещать мусорную проблему по заданию Общественной палаты РФ приехали корреспонденты телекомпании НТВ. На заседании, кроме вышеизложенных нарушений со стороны руководства Общества, вновь вернулись к рассмотрению самой спорной статьи затрат, которую население оплачивать не желает - утилизации бытовых отходов.

Многие, наверное, помнят, что в конце декабря 2009 г. городская Дума своим решением установила для ЗАО «АПЭК» (далее - компания) тариф на утилизацию бытовых отходов. Двукратное увеличение тарифа подавалось тогда под соусом строительства в городе мусоросортировочного завода, на что необходимы были деньги, часть из которых решили собрать с населения. С тем, что завод нужен, никто особо и не спорил. Но когда при этом в твой карман нагло лезут, возникает ощущение, что кто-то за твой счет хочет решить свои проблемы.

Чем отличается налог от оплаты услуг? Если гражданин что-то покупает или оплачивает услуги, то это не налог, так как он не только что-то оплатил, но и что-то получил взамен. Например, хлеб, молоко, овощи, воду, газ, электроэнергию. Налог же - это когда человек заплатил, но взамен ничего не получил, а просто поделился своим доходом с родным государством. Налог - это принудительное изъятие у гражданина принадлежащих ему денежных средств, без какой-либо ощутимой компенсации этого изъятия. Граждане, принудительно оплатив утилизацию бытовых отходов, взамен ничего не получают. Зато хорошие «сливки» снимает ЗАО «АПЭК». Именно эта компания выбирает из отходов вторичное сырье. Доход от его реализации является одним из источников финансирования деятельности компании.

Не следует отождествлять утилизацию ТБО с их сбором и вывозом. Она не входит в состав услуг населению. Однако пунктом 17 статьи 2 федерального закона № 210-ФЗ законодателем (в нарушение положений ЖК РФ) отнесена почему-то к коммунальным услугам, причем его формулировка доведена до абсурда. Так, согласно закону организации, в том числе ТСЖ, должны приобретать услуги по утилизации для предоставления коммунальной услуги собственникам помещений. Правда, смешно? Поэтому всем следует запомнить, что утилизация - это коммерческая деятельность по созданию и эксплуатации мусороперерабатывающих заводов и полигонов захоронения ТБО.

Сбор и вывоз бытовых отходов тоже не коммунальная услуга, так как в соответствии с жилищным законодательством является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Поэтому плата за сбор и вывоз отходов отдельно в платежном документе выделяться не должна. В договоре управления или обслуживания эта услуга указывается только в перечне работ и услуг, прилагаемом к договору (с указанием ее стоимости). Но в таком перечне нет и не может быть такой услуги, как «утилизация и уничтожение бытовых отходов». Собственники помещений такую услугу никогда не заказывают. Её указание в договоре с ЗАО «Эко Сервис» свидетельствует о пренебрежительном отношении к нормам федерального законодательства.

Статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» «запрещается обуславливать приобретение одних работ (услуг) обязательным приобретением иных работ (услуг)». Кроме того, «исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг». В данном случае утилизация бытовых отходов является дополнительной услугой, которую навязало населению ЗАО «Астрахань Сервис».

«Вывоз и утилизация ТБО в современных условиях - это парк специальной техники и контейнеры, которые нужно содержать в хорошем состоянии. Это люди - дворники, водители, грузчики, персонал, работающий на полигоне, которые должны получить достойную зарплату и социальные гарантии. Этот коллектив каждый день должен собирать мусор с улиц нашего города». Это из ответа гендиректора ЗАО «АПЭК» И. В. Лубенко областным СМИ в марте 2010 года. Из этого следует, что всем процессом командует ЗАО «АПЭК»! Тогда возникает множество вопросов. Почему в таком случае деньги с населения собирает Общество и все денежные средства поступают на его расчетный счет? Это что, транзитная операция? А как в таком случае списываются расходы за банковское обслуживание и бухгалтерские операции? Логически рассуждая, все эти операции должны проводиться дважды. Сначала у одной организации, потом у другой. И всё это за счет населения! А может, это хитрая уловка еще одной московской пирамиды, созданной в городе?

Если оценивать это с точки зрения экономики, то такое посредничество всегда приводит к увеличению стоимости конечного продукта. Поэтому не стоит удивляться, что затраты по утилизации бытовых отходов в составе тарифа за их сбор и вывоз составляют 43%. Так по крайней мере утверждает нынешний руководитель компании. Однако говорить о прозрачности тарифа за утилизацию, других финансовых показателей в условиях пирамиды не приходится. У «Эко Сервиса» плановая рентабельность составляет 19%. Учитывая, что статус проекта («особо важный») дает акционерному обществу «АПЭК» право на использование льготной ставки по налогу на прибыль и по налогу на имущество, можно только предполагать, какая у компании фактическая прибыль.

За счет населения завод и полигон построили, ввели в действие и … вновь повысили тариф сразу на 30%. С какой целью? Оказывается, теперь за счет астраханцев будут развивать инфраструктуру, осваивать территорию, проводить опыты по селективному сбору бытовых отходов, строить новые объекты. Планы у компании наполеоновские. Планируется строительство предприятий-сателлитов по переработке отходов и изготовлению конечной продукции: стройматериалов, полиэтиленовых труб и других изделий домашнего обихода, стеклопакетов, дробление строительных отходов для дальнейшего использования в дорожном хозяйстве. Начнется утилизация крупногабаритных материалов, медицинских отходов, обезвреживание ртутных ламп. А самым амбициозным является проект по строительству комплекса для получения теплоэнергии и созданию тепличного хозяйства для выращивания цветов.

В планы руководства входит доведение работы МСК до полного цикла, организация мусороперевалочных центров по всему региону, выход за пределы области на Волго-Каспийский бассейн. В строительство новых объектов, по подсчетам экономистов, необходимо вложить более трех миллиардов рублей.

Можно только порадоваться за такие планы компании. Но почему для частного бизнеса всё население региона должно строить заводы, инвестировать их развитие? Инвестировать - значит вкладывать капитал (собственные и заемные средства) в предприятие или дело с последующим получением прибыли. Это ваш бизнес, и откуда брать деньги - ваша проблема.

«Бойтесь данайцев, дары приносящих» - гласит древнегреческая пословица. Вот и астраханцы боятся инвесторов, привлекаемых в регион. Они идут наживаться, и им (видимо, не бескорыстно) кто-то создает «инвестиционную привлекательность» за счет кошельков граждан. Так что нестандартные решения оборачиваются стандартным повышением тарифов.

Если верить отчетам наших чиновников, потребление товаров у населения растет. Следовательно, должно расти и количество бытовых отходов. Процесс взаимосвязан. Значит, предприятия, оказывающие услуги по вывозу мусора, ведут весьма доходный бизнес. Ведь говорят, что мусор - это «золотое дно»!

Еще на первом заседании рабочей группы экспертного совета на прямой вопрос, будут ли снижены тарифы, все три руководителя «Эко Сервиса» предпочли отмолчаться. Конструктивный диалог представителей общественности с руководителями этого предприятия не сложился и на последующих встречах, в том числе в прямом эфире на канале «Рен-ТВ-Астрахань».

Что же делать астраханцам, если ущемляются их законные права? Прежде всего, обращаться (желательно коллективно) в надзорные органы, городскую или областную прокуратуру. Затем можно воспользоваться своим правом, данным Законом «О защите прав потребителей», не оплачивать дополнительную услугу (утилизация отходов), предварительно письменно уведомив об этом руководителя ЗАО «Астрахань Эко Сервис». При невозможности решить возникшую проблему в досудебном порядке мирно, путем переговоров, готовить судебные иски по защите своих законных прав. Никому не позволено нарушать федеральное законодательство, беззастенчиво грабить население, даже если это московская пирамида.

А пока предложение общественности - исключить из состава затрат утилизацию, привести в соответствие другие составляющие тарифа, рассчитать новую цену услуги и мирным путем урегулировать многолетнюю проблему - остается в силе. Слово за вами, господа руководители!
Александр Раскопов

"Астраханский мир", Астрахань, ЖКХ, Россия

Previous post Next post
Up