Apr 24, 2013 19:51
Первые два урока младшие школьники вполне способны «высидеть» без особого труда: и своего самоконтроля и искусства учителя. Искусства, потому что удерживать внимание 20-30 учеников в течение 40 минут 4-5 уроков подряд - действительно искусство. И хотя про кого-то говорят, что «он\а учитель от Бога», стать искусным в своем деле может каждый.
вопрос, который часто возникает во многих детских коллективах сегодня - вопрос дисциплины. Возникает он зачастую по причине того, что за последние 10-15 лет система родительских отношений, система образования интенсивно меняется. Нам с вами приходится учиться по-новому взаимодействовать как с нашими детьми, так и им между собой и другими значимыми взрослыми в их жизни - в частности, с учителями в школе.
Наши дети воспитываются в большей свободе выбора, они почти с пеленок научаются, что со взрослым можно и иногда даже нужно спорить (взрослый тоже может ошибаться), что можно отказаться что-то делать, если они этого не хотят (повышается самосознание ребенка, он учится, что его желания важны). Мы стали гораздо реже наказывать детей физически (и меня лично это искренне радует).
Вместе с этими несомненно плюсами в воспитании наших детей (я подчеркиваю, это положительные моменты - свободолюбие и самоосознанность) мы получаем оборотную сторону медали - дети становятся плохоуправляемы. Почему я использую слово управление?
Потому что мы сами еще привыкли иметь в своей голове понятие, что ребенок должен слушаться, им нужно управлять.
Почему это происходит? Плохая управляемость, плохая дисциплина?
Потому что вместе с тем, что мы учим детей быть свободными, уметь защищать свои желания, мы упускаем из виду понимание границ: какие нужны границы выстроить в понимании ребенка, когда он общается с миром? А как их до него донести?
Решения:
1. Беседы
Это замечательный способ рассказать ребенку как устроен мир. Однако, если только беседовать, вы думаю сами имеете огромный опыт, что зачастую это становится каплей в море, а вскоре и надоедает ребенку как назойливый фон - родители вечно ворчат, как надо…
2. Собственный пример
Пока мы сами будем позволять себе хамить, никогда наш ребенок не станет вежливым. Как вы ведете себя в общественном транспорте, когда вам наступили на ногу?
3. Общие коммуникации с внешним миром: кино (все ходят), театры (детский кукольный, а кто уже посещал со своим ребенком театр оперы?), выставки и музеи, гости
Ваш ребенок знает, что такое аплодисменты или он просто привык к тому, что в конце все хлопают в ладоши? Аплодисменты=спасибо актеру. После этого объяснения ребенок легко усвоит, что аплодировать принято в особенно эмоциональные моменты выступления: когда артисту дается трудное движение или долгий монолог.
А вы объясняли, что соблюдение тишины во время представления - это знак уважения к труду актера?
А когда вы последний раз устраивали свое выступление? Предложите ребенку побыть актером, которому перестанут аплодировать и будут шуметь во время выступления. Обращу ваше внимание еще раз на то, что я предлагаю именно попробовать, иначе беседа снова будет выглядеть как очередное нравоучение. Только обязательно предупредите ребенка, что будете специально шуметь. Лучше попробовать выступить дважды: сначала вы будете поддерживать юное дарование, аплодировать и улыбаться, а во второй раз пошумите и помрачнейте, так словно вам ужасно скучно.
Обязательно обсудите оба выступления: как чувствовал себя ребенок? Поделитесь, как чувствовали себя зрители. Будет здорово, когда удастся попробовать себя в каждой роли - и актера, и зрителя.
4. ПДД:
Как часто вы переходите дорогу в неположенном месте? Ваш ребенок в это время с Вами? А вы сами водите? А вы знаете, как выглядит переходящий дорогу пешеход в темное время суток в темной одежде? В интернете масса таких записей с видеорегистраторов, показывающих насколько трудно заметить пешехода. Чему вы научите своего ребенка?
Знает ваш ребенок, что выходя большим коллективом из транспорта, нужно всем собраться рядом с остановкой, проверить все ли на месте и уточнить у старшего куда и как дальше направляться? Предложите вашему повзрослевшему ребенку побыть воспитателем в садике (с детьми своих друзей, или можно даже договориться с садиком, который посещал ваш ребенок, думаю многим воспитателям будет тоже интересен такой эксперимент).
5. Что ваш ребенок знает о труде учителя? А что знаете вы? Какая основная функция учителя? Дать знания. Но не воспитать.
Ψ,
дети - наше все