На фоне последних обострений в отношениях между нашей страной и странами Запада, тема введения экономических санкций приобрела второе дыхание. Причем, первыми на санкции вынуждены были реагировать
представители американского банковского сектора - "JPMorgan Assailed by Russia as Bank Blocks Payment", а чуть попозже к ним присоединились и
американские производственные корпорации из ИТ-сектора - "Microsoft, Oracle, Symantec и HP присоединяются к санкциям США против российских компаний".
Некоторые отечественные авторы даже предположили, что американская сторона долго вынашивала "хитрый план" по контролированию мировой торговли посредством своего доллара и сейчас как раз тот случай, когда можно это самое
оружие применить - "Как ИТ породили американское финансовое сверхоружие". В статье про "американское сверхоружие" совершенно справедливо приводится ссылка на американское подразделение по разведовательной деятельности в области финансов и пресечения террористической деятельности (Office of Terrorism and Financial Intelligence), которое, в свою очередь, поддерживает тесный контакт с федеральным агенством по контролю зарубежных активов (Office of Foreign Assets Control).
На перечислении американских "спецорганов", курирующих вопросы по "контролю за финансовыми потоками", автор статьи начинает впадать в конспирологию и упускает из виду самую важную деталь - механизм реализации санкций (в первую очередь - экономических) в исполнении США и для того, чтобы восполнить этот досадный пробел я приведу небольшую справку о том, "как все это работает на самом деле".
Истоки
Начать нужно с того, что за развитие торговых отношений (free trade) со всем миром при одновременной изоляции страны от "европейских разборок", в свое время выступал Томас Джефферсон со своими сторонниками и эта позиция, как считается,
окончательно оформилась в виде создания различных организаций, способствующих снятию торговых барьеров и облегчения торговли. Но развитие торговли - это лишь одна сторона медали и по курьезному стечению обстоятельств именно на долю администрации Джефферсона и Медисона выпала участь введения первых экономических санкций со стороны США по отношению к другой стране. Введение санкций против "другой страны" пришлось на момент обострения отношений между США и Великобританией в начале 19-го века и заложило основы для всех последующих механизмов контроля за "торговлей в врагом" (Trading with Enemy).
Prior to the declaration of war by the United States against Great Britain in June 1812, the administrations of Thomas Jefferson and James Madison attempted to use economic coercion to influence British policies towards the United States. These policies failed as a result of poor planning, a lack of governmental infrastructure to enforce the law, and popular dissent. The primary victim of American trade policies in the pre-war years was the United States. A logical consequence of the gathering war clouds in the spring of 1812 would be more government restrictions on American trade. A temporary embargo was passed and legislation was created to curtail trade with Great Britain. The wartime trade restriction policies, however, had two important gaps. The primary markets for exported agricultural goods were Spain, Portugal, and the British army operating in Iberia. This trade was not outlawed. In addition, it was legal to trade under British license to neutral ports until the fall of 1813. These two omissions from the law destroyed whatever impact that American trade restrictions would have on Great Britain.
The American declaration of war in did little to end the trade between the United States and the Iberian Peninsula. Prior to leaving Washington, British Ambassador Foster issued explicit licenses for American merchantmen to continue the grain trade with the Spanish Peninsula. Additional trade licenses were issued by Admiral Sawyer of the Halifax squadron, Consul Allen in Boston, and Consul Stewart in New London. By August 1812, over 500 licenses had been issued and they were openly bought and sold in American port cities. All of these licenses were validated by London, and the protection given by the license was expanded to include the return voyage from the Iberian Peninsula to the United States. The licensed trade created a quandary for many Americans as the government attempted to create an official policy regarding the trade.
Несмотря на то, что в период войны 1812 года от введения экономических санкций США по отношению к Великобритании в бОльшей степени пострадали сами США, но зато режим введения санкций позволил привлечь государственные органы США (в первую очередь - Казначейство) для контроля за "торговлей с вражеским государством" и вот что на сей счет пишут на
официальном сайте этого ведомства:
The Treasury Department has a long history of dealing with sanctions. Dating back prior to the War of 1812, Secretary of the Treasury Gallatin administered sanctions imposed against Great Britain for the harassment of American sailors. During the Civil War, Congress approved a law which prohibited transactions with the Confederacy, called for the forfeiture of goods involved in such transactions, and provided a licensing regime under rules and regulations administered by Treasury.
OFAC is the successor to the Office of Foreign Funds Control (the "FFC''), which was established at the advent of World War II following the German invasion of Norway in 1940. The FFC program was administered by the Secretary of the Treasury throughout the war. The FFC's initial purpose was to prevent Nazi use of the occupied countries' holdings of foreign exchange and securities and to prevent forced repatriation of funds belonging to nationals of those countries. These controls were later extended to protect assets of other invaded countries. After the United States formally entered World War II, the FFC played a leading role in economic warfare against the Axis powers by blocking enemy assets and prohibiting foreign trade and financial transactions.
OFAC itself was formally created in December 1950, following the entry of China into the Korean War, when President Truman declared a national emergency and blocked all Chinese and North Korean assets subject to U.S. jurisdiction. [05-02-06]
Современная реализация
Как видно из короткой исторической справки - режим введения ограничений на торговлю с определенными странами (во время войны или без оной) достаточно распространенное явление для США и, стоит обратить особое внимание, что он реализуется посредством инфраструктуры (банки, торговые компании), находящейся под юрисдикцией США. Юридической основой для введения подобных ограничений служит "Закон о режиме торговли с вражескими странами" от 1917 года (Trading with the Enemy Act, TWEA), на основании которого президент США может выпустить специальную директиву (executive order) обязательную для исполнения всеми гражданами и компаниями США. При этом, под "американской компанией" подразумевается не только компания, расположенная на территории США, но и все ее дочерние и аффилированые компании в других частях земного шара. При желании с текстом закона можно ознакомиться на
специальном сайте - "12 U.S. Code § 95a - Regulation of transactions in foreign exchange of gold and silver; property transfers; vested interests, enforcement and penalties" (1) During the time of war, the President may, through any agency that he may designate, and under such rules and regulations as he may prescribe, by means of instructions, licenses, or otherwise-
(A) investigate, regulate, or prohibit, any transactions in foreign exchange, transfers of credit or payments between, by, through, or to any banking institution, and the importing, exporting, hoarding, melting, or earmarking of gold or silver coin or bullion, currency or securities, and
(B) investigate, regulate, direct and compel, nullify, void, prevent or prohibit, any acquisition holding, withholding, use, transfer, withdrawal, transportation, importation or exportation of, or dealing in, or exercising any right, power, or privilege with respect to, or transactions involving, any property in which any foreign country or a national thereof has any interest, by any person, or with respect to any property, subject to the jurisdiction of the United States;
Приведенный выше текст дает ключ к пониманию того самого момента, который пропустил автор статьи про "американское супероружие" - режим введения санкций подразумевает под собой возможность блокировки любых денежных платежей (а не только долларовых), проходящих через американские компании, если в поле плательщика или получателя платежа указана "вражеская сторона".
"Украинские санкции"
Для того, чтобы сотрясать воздух в бесполезных криках о "засилии доллара" нужно взглянуть
вот на эту страницу "Ukraine-related Sanctions" и ознакомиться с тремя (на текущий момент) специальными распоряжениями президента США, на основании которых всем американским компаниями запрещено вступать в сделки с представителями "вражеской стороны". Вот эти специальные распоряжения -
"13660 - Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine (March 6, 2014)",
"13661 - Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine (March 17, 2014)",
"13662 - Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine (March 20, 2014)" (все файлы в формате pdf).
В случае
нарушения предписания введенных ограничений на торговлю для нарушителей предусмотрены следующие наказания:
§ 1705. Penalties
(a) Unlawful acts
It shall be unlawful for a person to violate, attempt to violate, conspire to violate, or cause a violation of any license, order, regulation, or prohibition issued under this chapter.
(b) Civil penalty
A civil penalty may be imposed on any person who commits an unlawful act described in subsection (a) of this section in an amount not to exceed the greater of--
(1) $250,000; or
(2) an amount that is twice the amount of the transaction that is the basis of the violation with respect to which the penalty is imposed.
(c) Criminal penalty
A person who willfully commits, willfully attempts to commit, or willfully conspires to commit, or aids or abets in the commission of, an unlawful act described in subsection (a) of this section shall, upon conviction, be fined not more than $1,000,000, or if a natural person, may be imprisoned for not more than 20 years, or both.
С учетом приведенных выписок из американских документов, описывающих варианты наказания за нарушение режима санкций (вплоть до уголовного преследования), становится понятна мотивация американских компаний по свертыванию деятельности с представителями "вражеской стороны". Собственно говоря именно поэтому российское представительство американского банка JPMorgan Chase & Co и заблокировало платеж российского МИД-а из-за которого разгорелся дипломатический скандал и он был вынужден был сделать это, вне зависимости от того, какая валюта использовалась для проведения платежа.
Не далее как в прошлом посте я писал о том,
что "важны не деньги - а отношения" и пример с блокировкой переводов яркое тому доказательство.
Ссылки по теме:
BANK SECRECY ACT, ANTI-MONEY LAUNDERING, AND OFFICE OF FOREIGN ASSETS CONTROL (описание практики по борьбе с отмыванием финансов и контролю за денежными потоками)