Центр буддизма России. Иволгинский дацан.

Mar 27, 2013 00:12




«…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии - это одна из самых больших
достопримечательностей, которое я видел в СССР. Он был построен,
когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким
образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что
духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании,  что
очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…»
                              Далай Лама ХIV
В республике Бурятия около села Верхняя Иволга посреди степи у подножия Хамар-Дабана, находится дацан "Хамбын Сумэ", духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.


Он основан здесь не случайно. Место для строительства дацана выбирается святыми ламами, астрологами. Оно должно быть наполнено тишиной и покоем.Такое место, где можно долго заниматься самосовершенствованием.
С северной стороны должна быть гора, защищающая от природных катаклизмов, с юга- водоём.






На этой фотографии видно, как выглядит сам поселок Верхняя Иволга. Чтобы попасть в дацан, я проехал в "микрике" от Улан-Удэ до этого поселка. В дни религиозных праздников маршрутка идёт прямо до дацана, мне же пришлось добираться с пересадкой в поселке, в чем, впрочем, не оказалось совершенно никакой проблемы.



Дацан- это буддийский монастырский комплекс-университет. Наиболее распространены дацаны трёх архитектурных типов: тибетский стиль, китайский стиль и стиль в форме юрты. Последние чаще всего встречаются в Монголии.
Иволгинский дацан представляет собой смешение первых двух стилей с учетом русских традиций зодчества и климатических особенностей.



На территории дацана функционируют дуганы. В Бурятии так называют небольшой храм, как правило посвященный какому-то одному Будде, Бодхисаттве или Йидаму. В них ведутся хуралы (богослужения).



У входа в дацан, а также на его территории работают торговые ряды, где можно приобрести сувениры и религиозные предметы.



Фото выше сделаны сделаны у входа в дацан, а нижнее- внутри.



Дорожка, которую видно на этих фотографиях, огибает дацан по периметру. По ней совершается обход святынь дацана. Обряд обхода называется гороо (круг) и совершается строго по часовой стрелке, что накапливает энергию. Перед входом в дацан находится дом, где я нашел монаха- экскурсовода. Мы совершили полноценный гороо. Попутно он рассказывал о буддизме и самом дацане. По его словам, нужно совершить обход нечетное количество раз.
Первый круг мы прошли вместе, посвятив его беседе. Второй круг я прошел один, активно фотографируя всё вокруг, а третий мой круг прошел в мыслях обо всём сущем.



В домах, которые видны на фотографии, живут ламы. Они занимают, пожалуй, половину территории дацана.



Везде в огромном количестве можно увидеть подношения верующих самого разного рода. Чаще всего это монеты и рис, но может быть что угодно. Всё, кроме, пожалуй, монет, периодически собирают в специальные урны и, читая специальные мантры, сжигают. На фото ящик с прорезью, куда можно опускать купюры. Обычно находится рядом с молитвенными барабанами.



Всё окружающее здесь проникнуто глубоким смыслом. О чём-то я постараюсь написать в этом посте.



Например, вот этот камень на фото. По преданию, к этому камню прикасалась Зеленая Тара и оставила отпечаток своей кисти. Поэтому над камнем, в гунгурве (алтаре), установлена статуя Зеленой Тары. Прикоснувшись к камню, загадывают благие желания.
Но это ещё не всё. Сразу же можно проверить, исполнится ли это желание. для этого нужно отойти на обозначенное расстояние, закрыть глаза, вытянуть вперёд ладонь и подойти так к камню. Ладонь должна коснуться камня. Если коснулась чего-то другого или не попала, желание не сбудется.


Мужик на фото упорно, раз в третий, пытается заставить камень выполнить его желание.



Один из непременных атрибутов буддизма- хурдэ (молитвенные барабаны). Они установлены по всему периметру дацана. Совершая гороо, нужно вращать все установленные по пути барабаны по часовой стрелке. Эти барабаны делают из самого разного материала - железо, бронза, дерево, даже из жестяных банок. Снаружи самого молитвенного барабана написаны мантры, находятся они и внутри него в виде свитков, написанных на санскрите.
Названия, которые я упоминаю, имеют бурятское происхождение, поэтому, приехав в Непал, вы столкнетесь с тем, что те же религиозные вещи могут называться по-другому.



По словам местных лам, вращение молитвенного барабана оказывает такое же воздействие, как и чтение мантр, находящихся в нём, в количестве ста тысяч раз. Никто вам не прочитает столько мантр, сколько приведется в действие одним вращением молитвенного барабана.
Приехать сюда и совершить гороо может позволит зарядиться благой энергией в гораздо большем количестве, чем если читать мантры дома.



Лама, совершающий гороо.



Барабаны бывают и большого размера. Ещё больше мантр, ещё больше КПД мантр, карма очищается ещё эффективнее.



А в этой оранжерее растёт священное дерево Бодхи. В буддийских монастырях оно специально культивируется и высаживается. Дерево Бодхи - в буддизме - дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Бодхи - легендарное дерево, но полагают, что речь в легенде идёт о Ficus religiosa (фикусе священном), поэтому растет здесь именно он. Это вечнозеленое растение, поэтому для создания условий его существования в Бурятии и был построен этот домик. Ламы небезосновательно рассказывают о целебном действии этого растения. А ещё с Деревом Бодхи связана неплохая комедия "Тысяча слов" с Эдди Мёрфи.



Чуть более общий план. Справа от оранжереи с деревом Бодхи на фото белое глинобитное здание Дэваажин сумээ- храм, в котором находится модель Сукхавати, Рая Будды Амитабхи. Здесь же находится библиотека дацана.



Здание, выполненное, очевидно, в форме юрты, а также Дворец Хамбо ламы Итигэлова, о котором напишу чуть ниже.



Схема дацана. Со временем различных построек становится больше.



Например, это зеленое здание построили совсем недавно при финансовой поддержке некой частной фирмы. Это Дара Эхын дуган, храм Зелёной Тары.






Крыша у него, как и других местных дуганов, выполнена в китайском стиле. Обратите внимание на её поднятые углы. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания.
А вот внутренний декор храма скорее тибетского типа.






Одна из особенностей бурятских дацанов состоит в том, что в них имеется вестибюль для отсечения холодного воздуха.



В Иволгинском дацане действует буддийский государственный университет "Даши Чойнхорлин", где обучаются около 100 студентов-хувараков. Это большое жёлтое здание на фото выше. При Университете 5 курсов, это 5 лет обучения. Факультеты - философский, тантрический, иконография и тибетская медицина. Тантру здесь изучают лишь на последних годах обучения, так как она считается невозможной к постижению без серьёзной подготовки.
Программа обучения включает следующие предметы: Ламрим (изучение труда Богдо Цзонхавы), Согчен (заучивание литургических текстов), Дуйра (логика и гносеология), Дагриг (учение о логическом признаке и его свойствах), Лориг (учение о сознании и его составляющих), старобурятская письменность, история, английский язык, грамматика канонического тибетского языка и разговорный тибетский язык, история буддизма, особенности и практика перевода буддийских текстов, иконография, тибетская медицина, астрология монгольских народов и пр. По окончании Университета выпускник получает диплом о высшем образовании и звание ламы.



Жуд дуган (2001 г.). Тантрический храм.

Немного окружающей обстановки и элементов декора.














Не представляю себе дацанов без субурганов (ступ). Конечно, они здесь есть. Субурган- это символ мысли Будды. В момент просветления мысль отделяется от тела и становится святой. Ступеньки субургана символизируют сошествие Будды на нашу планету.
Ступы представляют собой также памятники, возводящиеся в честь какого-то события в Буддизме, отчасти могут выполнять роль памятников на могилах.



Главные ворота. Располагаются на юге. Все входы в дуганы также обращены к югу. Это объясняется тем, что учение Будды пришло с юга. Главные ворота дацана открываются только по большим праздникам, в обычные дни используются ворота поменьше расположенные с левой стороны храмового комплекса.



В центре дацана, напротив главных ворот, располагается главный храм, Цогчен-дуган (соборный храм).



У входа располагаются статуи двух тигров. Существует красивая легенда, объясняющая эту традицию.
Однажды Будда, гуляя по джунглям, увидел тигрицу, которая из за болезни не могла кормить детей. Тигрятам грозила смерть. Ради их спасения Будда пожертвовал собственным физическим телом. После этого тигры стали клясться навсегда охранять и защищать учение Будды и не причинять вреда его ученикам.



Над входом в любой дуган находится хорло, колесо. Это один из главных символов буддизма: две лани мужского и женского пола изображаются сидящими в позе послушного внимания справа и слева от золотого колеса, что символизирует качества истинного ученика Будды. По легенде, лани были первыми слушателями учения Будды. Эта эмблема переносит нас во времена, когда Будда Шакьямуни впервые "повернул Колесо Дхармы" в Оленьем Парке Сарнатха, дав учение, получившее название "Четыре Благородные Истины": истина о страдании, причине страданий, возможности его прекращения и пути его преодоления. Эта проповедь известна как Первый Поворот колеса Дхармы.
Колесо, или чакра, является главным атрибутом индуистского бога Вишну, поддерживающего установившейся порядок во Вселенной; его диск с шестью спицами под названием Сударшана Чакра, представляет собой колесо явленной Вселенной - символ движения, продолженности и перемен, вечно вращающееся, подобно небесным сферам.



В дацане есть и совсем небольшие дуганы, представяющие собой стилизованные квадратные избы.
На фото Маанин дуган (2005 г.). Храм Будды Авалокитешвары, божества сострадания и милосердия.



Чойра дуган "Тойсам Щаддублин". Храм буддийской философии. Первый по времени постройки дуган дацана (1946 г.)



Столовая.



Здесь есть и стадион для занятий спортом.



Иволгинский дацан является резиденцией главы Буддийской традиционной сангхи России, Пандита-хамбо-ламы. На фотографии его резиденция слева (с зеленой крышей).
Глава БТСР Д. Б. Аюшеев придерживается позиции школы Гелуг и жёстко высказывается относительно других буддийских школ: «Сангха - это Гелуг, поэтому ко всем остальным течениям и школам в буддизме, таким как дзен-буддизм или карма-кагью, Сангха должна относиться, как православные к пятидесятникам».
В Тибетском буддизме существует всего несколько главнейших школ, разделяющихся на многие течения: Сакья, Кагью, Джонанг и Гелуг. Весь тибетский же буддизм в целом относится к направлениям Махаяна (Большая колесница) и Ваджраяна (Алмазная колесница). Вне Тибета существует ещё направление Тхеравада, которую также отождествляют с направлением Хинаяна (малая колесница).
В традиции Гелуга особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики. Вследствие этого подавляющее большинство лам Гелуга - монахи.



Ещё одним атрибутом буддизма являются флажки-дарцаг. Одна из разновидностей таких флажков хий-морин (конь удачи, конь ветра)- лоскут на котором написана молитва и имя молящегося. У каждого человека свой хий-морин, соответствующий году его рождения. Он различается по цвету флажка. На флажке в середине изображен конь, а в четырех его углах: тигр, лев, дракон и царь птиц гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. Обычно хий-морин вывешивается с наступлением нового года и символизирует состояние судьбы человека на этот год.



Здесь эти флажки висят повсюду в невообразимом количестве.







По году рождения можно определить не только подходящий хий-морин, но и свое божество-покровителя, а также молитву. Сделать это можно здесь.
Моё божество оказалось самым стрёмным из всех возможных- Ваджрапани, который является Бодхисаттвой, представляющим могущество всех Будд. Видя его изображения и статуи в дуганах, я, ёжась, косился на него очень сильно, пока не узнал, что он является моим покровителем))




Немного фотографий в обработке Instagram.



А также пара слов о том, как ходить в буддийский храм.
Во многих дуганах здесь две двери- для входа и выхода. В храме нужно двигаться по часовой стрелке, поэтому заходить нужно в левую дверь. Не поворачивайтесь во время обхода спиной к алтарю! Не нужно касаться статуй. Нельзя садиться перед статуей Будды (или другим священным объектом), повернув в его сторону носки или подошвы ног. (Поза лотоса-то как удачно подходит в данном случае). Одежда, которую вы выбрали для того, чтобы пойти в храм, должна скрывать ваши ноги и руки хотя бы до половины. Делайте подношения божествам (желательно). Что-то для этого можно купить прямо в дугане. А вот на субурганы подношения класть неправильно. Впрочем, для них обычно рядом есть место.
Прежде чем войти в цогчен-дуган, нужно обязательно совершить обряд очищения тела, речи и ума. Он называется простиранием.
Для этого выполните нехитрую последовательность действий:
1. Породите в себе правильные устремления, прочтите мантры, совершите визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, Защитников и йидамов, а также всех своих прошлых тел, которые будут выполнять простирание вместе с вами.
2. Сложить ладони так, чтобы кончики больших пальцев смотрели внутрь.
3. Поднесите ладони к голове (коснитесь запястьями макушки).
4. Чуть опустите ладони ко лбу (очищаете лоб как символ тела).
5. Поднесите ладони к гортани (очищаете рот как символ речи).
6. Поднесите ладони к сердцу (очищаете грудь как символ ума).
Предыдущие три пункта выполняются также отдельно для поклонения божествам внутри храма.
7. Коснитесь ладонями земли, затем опуститесь на колени.
8. Ложитесь на землю, касаясь поверхности земли лбом и вытяните руки перед собой, затем поднимите их над головой и встаньте.
Для выполнения простираний перед дуганами лежит специальная доска.
Посмотреть все описанное на видео, а также попутно увидеть внутреннее убранство дуганов можно по этой ссылке.



Дворец Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлова. Этот Хамбо-лама является главным чудом, из тех, которые есть в этом дацане. Человек, ушедший в нирвану (верим в это) в 1927 году, сохранил нетленное тело до сих пор без каких-либо процедур бальзамирования. По исследованиям ученых, его тело сохраняет признаки живого и сейчас. Во время больших хуралов его тело выносят из этого дворца, и верующие могут поклониться и прикоснуться к нему. Если вы ничего раньше не слышали об этом человеке, то прочите что-нибудь хотя бы здесь.

Также местные жители приходят в Иволгинский дацан пообщаться с ламами. Некоторые ищут астрологов, некоторые- специалистов по тибетской медицине, кто-то просит о молебне, коих здесь бесчисленное множество.
Посещение этого места кажется мне одним из самых значительных поездок в жизни. Оно действительно оставляет след, если постараться хоть немного вникнуть здесь в суть окружающих вещей, вникнуть в учение буддизма.

путешествия по России, путешествия, фото

Previous post Next post
Up