(no subject)

Jun 11, 2019 23:06

Странно писать впечатления о книге, которую не читала, но даже вприглядку она произвела на меня впечатление инфернального ужаса, которое хочется зафиксировать. Книга называется "Плясать досмерти". У писателя Валерия Попова и его жены, "не очень серьезных родителей", родилась дочь. Отец описывает с любовью и жалостью - не красавица, в учебе не блещет, амбиций никаких. Неуверенная, неуклюжая, забитая и забытая вечно занятыми родителями. Родители заняты собой - мама развлекается и выпивает, папа пишет и развлекается. Дочь тоже начинает выпивать, причем периодически вместе с мамой, выходит замуж за наркомана, в итоге допивается до цирроза и в жутких мучениях умирает молодой. А Валерий Попов пишет об этом роман и вставляет туда фразу: "И в скорби можно найти приятное, если ею управлять".

Писатель Попов был бы совершенно омерзительным, жадным до халявных наслаждений жизни нарциссом, если бы, по крайней мере, в своих текстах не обладал бы самоиронией. Удивительно, но кажется, именно она ставит написанное им на другой уровень, "Попов рассказывает так, будто потешается над собственной невезучестью". Или, как пишет в своей рецензии Виктор Топоров: "... на фоне этой трагедии всегдашнее самохвальство, всегдашний скулеж и всегдашние даже не столько пошлые, сколько всего-навсего несмешные шуточки вечного Валеры (жена и дочь называют его на страницах повести «Венчиком») оборачиваются или, самое меньшее, выглядят спасительным цинизмом, а то и - чем черт не шутит - героическим стоицизмом."

Виноват ли в судьбе дочери несерьезный Валерий Попов? Или дочь в любом случае несла в себе роковую судьбу с рождения, а ветренный характер папаши дан ему специально для того, чтобы справиться с самым страшным, что может случиться с человеком в жизни? Последняя фраза книги: "Этот крест - единственное, что делает тебя человеком". При всей своей несерьезности он, конечно, понимает. И мне это кажется очень жутким.

books

Previous post Next post
Up