(no subject)

Apr 22, 2019 15:55

Прочитанное:
Sargent's Women: Four Lives Behind the Canvas by Donna M.Lucey.

Имя американского художника Джона Сарджента, кажется, никогда не упоминалось рядом с именем какой-либо женщины в романтическом ключе. В этом плане Сарджента привлекали мужчины. Однако известен Сарджент, прежде всего, своими женскими портретами.

Осторожно, дальше длинно, но, надеюсь, интересно.

Из четырех упомянутых в книге женщин он написал портреты только трех. Четвертая, Лусия Фэйрчайлд Фуллер сама была художницей. Все четверо были очень богаты - по крайней мере, в начале жизни. И все четверых невыносимо жаль.



Элси Палмер, богатая наследница и послушная дочь, посвятившая свою жизнь сначала властной матери, затем младшим сестрам и заболевшему отцу. Была влюблена в в женатого мужчину, который после долгих лет запудривания ей мозгов стал открыто жить с ее сестрой. В тридцать пять она вышла замуж, но брак был несчастливым. Муж страдал депрессиями, супруги подолгу жили порознь. У Элси было две дочери, дожила она до глубокой старости.



Семья Люсии Фэйрчайлд была сказочно богата, но когда младшая дочь объявила, что хочет выйти замуж и жить на заработки от писания картин, а ее избранник, хоть и не беден, но, по-видимому, не имеет склонности к ведению бизнеса, отец отказался материально поддерживать молодых. Ее муж Генри Фуллер имел неплохие задатки живописца, но писал только по настроению, то есть редко, и денег у них никогда не было. Люсия всегда хотела заниматься фресками, но эту работу пришлось оставить и переквалифицироваться в миниатюристки. Пользуясь знакомствами в высшем свете, чтобы получить заказ, и каждый раз пытаясь выцарапать деньги за свою работу (богатые потому и богаты, что неохотно платят по счетам), к пятидесяти годам Люсия почти ослепла и страдала от рассеянного склероза. Ее семья тем временем полностью разорилась (все пятеро ее братьев в разное время покончили жизнь самоубийством). Свекровь также отказывалась помогать не только сыну и невестке, но и внукам. Только благодаря необыкновенному трудолюбию и нерегулярной помощи друзей Люсия смогла дать двум детям образование. Умерла она по нынешнем временам совсем молодой, пятидесяти двух лет. Ее муж, дождавшись смерти матери, промотал все наследство, создав за свою жизнь всего несколько картин. Джон Сарджент никогда не писал Люсию, но дружил с ней. Ее описывали, как невзрачную: на фотографиях я вижу очень симпатичную девушку. Похоже, что за сто лет критерии красоты очень сильно изменились.



Элизабет Чанлер тоже родилась в очень богатой семье. Когда ей было девять, умерла ее мать, и она осталась старшей сестрой для десяти братьев и сестер (она не была самой старшей, но она была самой старшей сестрой, значит, могла заменить мать). Дети были по сути предоставлены сами себе, и толпа гувернанток дела не спасала. А когда через пару лет умер и отец, опекунство над детьми взяли многочисленные родственники и действовали, конечно, в своих интересах. Интересы были не столько материального свойства - весь клан был очень богат, но, например, когда учительницы частной школы в Англии добивались разрешения опекунов показать девочку врачу, все ответственные лица сочли это излишними заботами. В итоге, когда Элизабет все-таки попала к врачу, тот только развел руками и посоветовал привязать ее на пару лет к доске, чтобы таким образом справиться с болезнью. Очевидно, у несчастной был туберкулез бедра, и два ужасных года в зафиксированном положении ей не помогли. Правда, со временем болезнь перестала прогрессировать. Саржент писал Элизабет в ее двадцать семь - как раз в то время она влюбилась в мужа подруги, весьма примечательного типа. Джек был юристом, но душу имел поэтическую. Кроме того, он был известен тем, что однажды, приревновав жену, избил предполагаемого соперника. Позже, раскаившись, сунул левую руку в огонь и держал ее там, так что в больнице руку пришлось отнять. Их платонический роман в письмах длился несколько лет, пока подруга скоропостижно не скончалась после третьих родов. Любовники, не выдержав положенный приличиями двухлетний срок из-за слухов и сплетен, вступили в брак. Через подобающий период времени у них родился сын, а затем у Джека внезапно случился нервный срыв прямо во время выступления в качестве лидера Независимой партии. Он лежал в темной комнате без движения в позе зародыша, слуги вынуждены были его кормить, менять одежду и купать. Врачи были бессильны, но какая-то христианская знахарка смогла сдвинуть дело с мертвой точки. Спустя время Джек позволил выносить себя в сад, а через год согласился поехать за границу. Во время отдыха в Германии утонул один из маленьких сыновей Джека, и это сразу привело отца в себя. Элизабет и Джек прожили долгую жизнь, в двадцатые и тридцатые годы двадцатого века это были ходячие анахронизмы, не понимающие изменившихся времен. Их общий сын вырос большим оригиналом: обожал оружие и взрослым мужчиной всюду ходил с рогаткой, стреляя металлическими шариками по машинам. В пятидесятые он сдавал дом писателю Солу Беллоу, который его ненавидел и вывел в качестве персонажа одной из книг. Случалось, они не только ругались, но и дрались.





Изабеллу Стюарт Гарднер Сарджент писал дважды, и оба эти портрета очень странные. На одном действительно очень невзрачная коротышка, как бы наклоненная вперед. Этот портрет был едва ли не скандальным в свое время - "слишком плотским". На втором запеленутая мумия - здесь ей за восемьдесят, и она полностью бездвижна после инсультов. Богатство Изабеллы было таких размеров, что она, не стесняясь в средствах, скупала в Европе произведения искусства, платила огромные налоги и штрафы за ввоз в страну, выстроила копию итальянского палаццо в Бостоне и открыла там музей, который действует и поныне. Несмотря на заурядную внешность, Белль была замужем за красивым и богатым мужем и имела массу молодых поклонников до самой могилы. Изабелла в какой-то мере могла бы быть прототипом Скарлетт О'Хары. Богатая и своевольная наследница из Нью-Йорка вышла замуж в семью из числа самых сливок аристократического общества Бостона. В этом обществе на нее смотрели чуть свысока, но игнорировать не решались, впрочем, и в самый узкий круг великосветских женщин ее не приняли. Она компенсировала отсутствие этой сомнительной привилегии многолетними путешествиями по экзотическим и не очень странам. Первое большое путешествие она предприняла по совету доктора, чтобы вылечиться от депрессии, возникшей после того, как в два года от пневмонии умер ее единственный обожаемый сын. Вниз ее снесли на матрасе, и на нем же отвезли на пристань. В путешествии Белль стала оживать, в ней стало просыпаться забытое любопытство к жизни, которое вело ее теперь то на север Скандинавии, то в Россию, то в Индию, то в Африку.
Ее музей в Бостоне и сейчас можно посетить бесплатно, если вас зовут Изабелла :) Что-либо менять или передвигать в здании и коллекции сотрудникам музея строго запрещено завещанием владелицы.

books

Previous post Next post
Up