Лишь О.Д. Берлев впервые четко показал, что «в гробницах египетские художники создавали мир, основанный на безусловном и верном отражении действительности, но не исчерпываемый ею и не объяснимый только на ее основании. Поэтому для того, чтобы понять эту реальность с помощью данного источника... необходимо смотреть на нее глазами людей, позаботившихся о создании этого во многих отношениях драгоценного источника. Мы попытались сопоставить объективное с субъективным <в изображениях>… и сразу же убедились, что египтяне не ставили знака равенства между тем и другим. Более того, воспринимая объективное как данное, египтяне были серьезно озабочены субъективной стороной дела, не учитывая которую современный исследователь... проходит мимо важного историко-культурного явления, существенного для характеристики египетского общества в целом» [Берлев, 1978, с. 18].
Таким образом, староегипетский мир-Двойник качественно отличен от всего, что мы знаем в других культурах. Во-первых, это не какая-то искони существующая преисподняя, а каждый раз заново создаваемый фрагмент действительности. Во-вторых, это не общее обиталище для многих, а закрытая для чужих территория, предназначенная только для своего владельца и его родни и челяди. Наконец, в-третьих, это не загробный мир - он создается и начинает свое существование еще при жизни человека, и еще при жизни человека в нем живет его Двойник; этот мир можно определить как параллельный миру земному, точнее, его части.
<...>
Соответственно и жизнь мира-Двойника также не требовала присутствия богов, но, кроме того, человек становился в нем независимым от стоящих над ним начальства и царя. Так в идеальном мире разрешался парадокс земной жизни - сочетание всеобщей иерархической подчиненности и осознания ценности личности. В результате вечное бытие могло быть не только равноценным земному, но и более радостным. Что же касается самого факта смерти, то мировоззрение Старого царства могло не уделять ему сколько-нибудь значительного внимания благодаря прижизненному характеру Двойника. Человек практически не умирал, ибо еще при его жизни в соответствующим образом оборудованной гробнице начиналась жизнь его мира-Двойника, продолжавшаяся затем вечно.
Таким образом, устройство мира-Двойника всецело соответствовало жизнерадостности и оптимизму знатного человека Старого царства и, в свою очередь, гарантируя вечное продолжение идеального существования, само способствовало расцвету этого оптимизма. Казалось бы, мир-Двойник настолько хорошо обеспечивает потребности знатного египтянина и настолько полно соответствует его мечтам, что конкурировать с ним не может ничто. (Большаков А. О. "
Человек и его двойник")
Какая прелесть! Кто же променяет это на христианство?!